Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Франкенштейн

Мэри Шелли

  • Аватар пользователя
    Аноним3 марта 2019 г.

    Я его слепила из того, что было,
    А потом что было - то и (не) полюбила.

    Что, если Адам и Ева - тоже создания какого-то безумного учёного, который отправил их жить на нашу планету, потому что не хотел, чтобы их раса - раса ужасных и уродливых созданий - разрослась и заполонила то место, откуда создатель теперь без опасений взирает на нас?...
    Если посмотреть на то, как мы загадили Землю, не останется сомнений, что мы действительно ужасны, ну а по сравнению с Создателем мы и впрямь уродливы, и внешне, и духовно.

    Тема уродства красной нитью проходит через роман. Вспоминается гениальный рассказ Брэдбери "И всё-таки наш" о том, как у семейной пары родилась синяя пирамидка вместо ребенка. Родители не сослали пирамидку на завод LEGO, они приняли решение сами стать пирамидками!
    Виктор Франкенштейн, "родив" монстра, не сделал ни одного шага навстречу детищу, не захотел в фигуральном смысле сам стать монстром - он отверг его, как некоторые родители отвергают детей, родившихся инвалидами. В принципе, мы не имеем права осуждать таких отцов и матерей, ибо это большое горе и персональный выбор. А вот осудить Виктора мы обязаны, так как он пустил дело на самотёк, хотя и наверняка сожалел, что не существует приютов или иных социальных учреждений для брошенных родителями чудовищ.
    Монстр оказался типичным Гадким Утёнком, лишенным заботы и любви и отвергнутым обществом. А из таких одиночек часто потом вырастают асоциальные и даже преступные элементы. "Никто меня не любит - тогда и я не буду никого любить!" Тут всплывает вопрос: правильно ли поступил Виктор, лишив монстра "жены", спутницы жизни? Ведь возможно, что найдя себе Эсмеральду, наш Квазимодо переродился бы и стал прекрасным лебедем...

    Встречный вопрос: а имел ли Витёк право изначально уподобляться Богу, создавая себе подобное существо искусственным образом?
    К слову, причина почему я поставил книге низкую оценку, несмотря на её глубокомыслие, это ряд глупых "косяков" Шелли, которая в столь юном возрасте ещё не научилась писать как следует. Она откопала драгоценный артефакт, но вместо Лувра положила его у себя в сарае, так что когда приходишь на него посмотреть, вместо созерцания сокровища чаще оборачиваешься на окружающую несуразицу, типа того, что монстр чудесным образом сам обучился грамоте, да ещё так ловко, что мог бы затмить в красноречии самого лорда Байрона. Или, например, Виктор, создавая свой шедевр из отвратных кусков материи, видимо ожидал, что пред ним предстанет прекрасная Галатея, иначе почему бы ему так пугаться результата.

    Так вот, вопрос не праздный. Прометей запомнился нам как вор огня и корм орла, но согласно мифу ему было поручено Зевсом создавать людей по божьему подобию. Это уже потом, хорошо справившись с поставленной задачей, он начал ослушание. Возможно, пагуба кроется как раз в том, что Виктор творил не по подобию, не повинуясь Провидению, а находясь в неком страшном исступлении и безумии. И те учёные Прометеи, которые идут наперекор научным догмам и совершают революционные открытия, ходят по тонкому лезвию, потому что могут невзначай открыть ящик Пандоры, наподобие водородной бомбы, который потом нельзя будет закрыть. Другими словами, создавая что-то новое, необходимо убедиться, что окрытие находится в соответствии с естественным порядком вещей и не несёт никакой существенной угрозы. К сожалению, многие нео-Прометеи насоздавали уже очень много губительного.

    04:58

    А в конце небольшой упрёк читателям: даже чудище из "Франкенштейна" и то читало Плутарха и Мильтона! Что ж вы, господа, тратите время на всякую ерунду! Возьмитесь за серьёзную литературу!

    23
    808