Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Murder as a Fine Art

David Morrell

  • Аватар пользователя
    Аноним28 февраля 2019 г.

    Музей восковых фигур Дэвида Моррелла

    Рискну предположить, что большинство читателей испытывает некий особый трепет от словосочетания "викторианская Англия" - мгновенно перед глазами всплывает загадочный образ Лондона, смердящего нечистотами, на укрытых туманами улицах которого за каждым углом может таиться Джек-потрошитель, готовый совершить свое очередное злодеяние. Образ этот мрачный, но обладающий гипнотической притягательностью и во многом романтизированный. Вот и писатель Дэвид Моррелл попал под мистическое влияние этого хронотопа настолько, что отважился написать целую серию романов в доселе не свойственном для себя жанре.

    Буквально с первых строк автор недвусмысленно характеризует свое произведение как оммаж викторианскому детективу, ежеминутно указывая нам на характерные приметы времени и места. В тексте буквально викторианское на викторианском едет и викторианским погоняет. В общем, если любите викторианское, то вам сюда. Что удивительно, Моррелл не пытается, как это принято, незаметно погрузить читателя в эпоху, но начинает сходу излагать ликбез: в викторианской Англии было то-то и то-то, имели место такие-то проблемы, носили такую-то одежду и т.п. и т.д. В какой-то момент герои романа посещают музей восковых фигур мадам Тюссо, где наряду с различными известными персонами, изображены сценки, отражающие резонансные события, особенности быта того времени. Так вот поначалу у меня возникало ощущение, что автор водит читателей по такому музею и, подобно экскурсоводу, переходя от экспоната к экспонату, поясняет, кто, что, зачем и почему. На мой взгляд, окунуть читателя непосредственно в обозначенную среду было бы органичнее - будто, открыв книгу, мы очутились в Лондоне XIX века и видим все своими глазами, а для всего непонятного существуют сноски или, на худой конец, гугл.

    Главным героем романа выбрана реальная историческая личность - Томас де Квинси - фигура многогранная, неоднозначная и весьма интересная. Однако как персонаж художественного романа де Квинси получился, на мой взгляд, не вполне полноценным. Автор бесконечно акцентирует внимание его на маленьком росте (ну чего привязался то?) и привычке ежеминутно хвататься за фляжку с лауданумом, напоминая об этих особенностях к месту и не к месту при каждом удобном случае. Если после 300 упоминаний о пристрастии к опиуму вы, ну мало ли, все еще не уяснили, что это ключевая черта персонажа и движущий фактор сюжета, то прямо сейчас маленький тощий человечек, написавший о своей любви к опиуму книгу, отхлебнет еще разок... и еще разок... и еще. Даже на фоне инспектора Райана и констебля Беккера - персонажей вроде как второго плана - Томас де Квинси выглядит как-то блекло и совсем безжизненно.

    Гораздо более интересным, хотя и не совсем симпатичным, персонажем показалась мне Эмили де Квинси. Дочь незаурядного деятеля действительно необычна для своего времени - феминистка, шокирующая всех своим смелым гардеробом, своей прямотой, беспристрастностью суждений, настойчивостью, готовностью обсуждать с мужчинами вещи, от одного упоминания о которых приличной девице положено краснеть, а то и вовсе падать без чувств. А главное, Эмили поражает своей способностью сохранять хладнокровие и решительно действовать, когда нет ни минуты на промедление.

    Что касается детективной составляющей, то, на мой субъективный взгляд, автор немного рановато слил убийцу - пожалуй, можно было бы подержать интригу чуть дольше. И, к тому же, мне как читателю немного обидно, что меня лишили возможности поиграть в угадайку. Действительно, убийца как персонаж появляется в самом начале романа - в отдельных главах "камера" следует за ним по пятам, мы видим все его глазами, проникаем в его прошлое, неизвестным остается лишь одно - кто этот человек. Разгадка предъявляется нам внезапно и прямо в лоб: появляется новый, ранее никак не задействованный персонаж, в котором мы моментально и узнаем убийцу! Причем автор как-то слишком уж навязчиво указывает нам на него пальцем. Вот помнишь, читатель, у нашего злодея были такие-то и такие-то признаки? А теперь посмотри-ка на вот этого человека - он обладает ровно теми же самыми признаками. И кого же он нам напоминает? Правильно, убийцу! Садись, пять! Однако у героев романа не было возможности наблюдать за преступником с самого начала, поэтому для них, к счастью (или к несчастью), эта загадка была не столь тривиальна.

    Отдельного внимания заслуживает мотив, ведь именно его выяснением мы развлекаем себя тогда, когда личность преступника уже раскрыта. Мотив, как по мне, довольно туманный, не вполне сформированный. Такое ощущение, что автор метался между пятью возможными мотивами сразу (два из которых, кстати, противоречат друг другу), но все они были настолько хороши, что выбрать он не смог, поэтому смешал их все в кучку и поместил в сознание преступника, чтобы он, бедный, сам до конца не понимал, зачем и почему он творит все эти кровавые зверства. Хотя, всю эту неопределенность можно свалить на нездоровую психику, ведь с самого начала очевидно, что на подобную жестокость способен лишь безумец.

    Вот опять получился язвительный отзыв, а, меж тем, роман мне понравился! Если закрыть глаза на некоторую искусственность и навязчивость автора, действо захватывает и увлекает. А если вдруг вы не в курсе, где на карте искать викторианскую Англию, знать не знаете, кто такой Томас де Квинси, никогда не угадываете убийцу, если память на детали у вас, как у золотой рыбки, и вообще вам отключили гугл - не волнуйтесь, автор о вас позаботился! =) А самое забавное, что именно Дэвид Моррелл в свое время создал легендарного Рэмбо. Да-да, того самого Рэмбо! Кто бы мог подумать! Мне кажется, что подобная разноплановость автора, его способность радикально менять амплуа, экспериментировать с жанрами и при этом не снижать планку качества можно поставить ему в заслугу.

    11
    458