Рецензия на книгу
Murder as a Fine Art
David Morrell
Аноним27 февраля 2019 г.Признаться честно, детективы не самый частый жанр в моем читательском меню. Да и покупаю я их крайне редко. На полки хочется поставить книги, которые интересно перечитывать, открывать что-то новое, не замеченное ранее, сравнивать впечатления после того, как ты вырос и изменился. Самое привлекательное в детективе – интрига. Загадка, которую должен разгадать главный герой и читатель вместе с ним. Вот только эта главная черта детектива, как жанра, чаще всего превращает его в одноразовую книгу. В моей библиотеке есть детективы, есть даже такие, которые я перечитываю. Из-за атмосферы, юмора, исторической составляющей. Но по возможности перечитываю через годы после первого знакомства, чтобы забыть хотя бы часть интриги, и снова ощутить волнение и предвкушение от разрешения загадки.
«Изящное искусство смерти» Дэвида Моррелла обладает в моих глазах одним неоспоримым достоинством – это исторический детектив. Можно долго спорить о степени его историчности и достоверности, однако, общее представление об эпохе роман до читателя доносит. Когда я только начала читать книгу, мне сразу вспомнился восхитительный детективный сериал о Викторианской Англии «Улица Потрошителя», где главные герои: детектив, констебль и патологоанатом. По духу роман Моррелла оказался отличным дополнением и расширением вселенной сериала. Своеобразным приквелом.
В книге весьма крепкая, проработанная, но, на мой вкус предсказуемая интрига. Сделаем скидку на мое детство, проведенное за чтением Агаты Кристи и прохождением всевозможных квестов на внимательность. То, что я догадалась кто в романе «дворецкий» раньше задуманного автором, недвусмысленно намекает на то, что автор чуть щедрее, чем следовало рассыпал подсказки по роману. Плюс ко всему Моррелл совсем не заморочился вписыванием второстепенных персонажей, претендующих на место подозреваемого. Так что фигура «дворецкого» после нескольких экскурсов в его завуалированную биографию становится очевидной.
4 момента, которые в романе мне понравились больше всего:
1. Основная интрига романа базируется на реальных исторических фактах. Зверских, необъяснимых убийствах, совершенных в 1811 году и по замыслу Моррелла получивших продолжение в 1854 году.
2. Реальная историческая личность – Томас де Квинси. Писатель в своей публицистике неоднократно касался запретных тем, в том числе написал и несколько раз дополнял свое эссе «Убийство как одно из изящных искусств». Будучи личностью неординарной и эксцентричной, Де Квинси облагородил роман своим присутствием, тем более в качестве консультанта полиции.
3. Особенности менталитета англичан времен Викторианской Англии. Необходимость ежеминутно держать лицо, невозможность обсуждать с кем бы то ни было свои проблемы и психологические последствия, которые подобные общественные стандарты порождают. Дочь Томаса де Квинси – Эмили служит индикатором различий между современным миром и Викторианской Англией. Она не делает и не говорит ничего непристойного по современным меркам, но с точки зрения лондонца середины 19 века ведет себя совершенно немыслимо и недопустимо. На мой вкус, даже находясь рядом с таким откровенным отцом, в реальной жизни девушка вряд ли бы оказалась полностью подготовленной к испытаниям, выпавшим на ее долю. Имхо, Моррелл слегка увлекся.
4. Небольшая вводная информация о работе британской полиции середины 19 века и предыстория появления детективного дела в официальных структурах.
ИТОГО: Отличный крепкий детектив с долей историзма. Атмосферный, увлекательный и запоминающийся. Планирую читать продолжение.
28948