Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Над кукушкиным гнездом

Кен Кизи

  • Аватар пользователя
    Julia-Niks26 февраля 2019 г.

    Слой за слоем, вопрос за вопросом

    Как ни пыталась привести в порядок свои мысли-впечатления от книги в единую и цельную картину, но так ничего и не вышло. Сразу после прочтения мне казалось, что никаких мыслей нет вообще. Финал закономерный, ожидаемый и единственно верный оставил меня в эмоциональном оцепенении. Что осталось кроме оцепенения? Восторг сюжетом и глубиной смысла книги? Интерес к персонажам и событиям их жизни? Радость от приобщения к культовому произведению? «Нет», «скорее нет» и «в целом, нет». И все же есть книги, которые нравятся сюжетом и героями, но не вызывают желания задавать себе вопросы, рассуждать и обдумывать. А есть те, которые не нравятся в качестве увлекательной истории, но оставляют после себя многослойный ворох вопросов. Конечно, в данном случае это вторая категория. Стоит копнуть поглубже в себя, и слой за слоем будут обнаруживаться новые вопросы для рассуждения.

    1. Любимый персонаж? Конечно, Вождь, Бромден, индеец, безмолвный свидетель всех ужасов, происходящих в больнице, с чьей точки зрения и ведется повествование. Его взгляды пропитаны воспоминаниями о детстве, о родных краях, охоте с отцом. Этот дух свободы из прошлого, который оставляет свой отпечаток наего восприятии действительности в закрытом учреждении, подчиненном системе. Действительность переплетается с видениями, галюцинациями, медикаментозным бредом – туман, который включает старшая сестра, труп, который режут посреди ночи.

    2. Самый неоднозначный персонаж? Образ старшей сестры, мисс Гнусен (а в оригинале – Ratched, ассоциирующаяся с крысами, храповым механизмом и еще чем-то грязным, неприятным). С одной стороны, мы видим ее глазами Бромдена - механизм с кукольным, эмалированным лицом, слишком большой грудью, неизменно одетую в сильно накрахмаленную белую униформу. Она – главный враг, тиран в отделении, олицетворение жестокой системы, с которой необходимо бороться. Или же она просто женщина, вынужденная проявлять силу и твердость среди мужчин, которая должна делать то, что считает лучшим для пациентов и поддержания порядка? Несомненно, она сильная женщина, но это не превращает ее в однозначно положительного или отрицательного героя. Она верит в свою правоту, в высшее благо, которое несет ее власть, и в этом она страшна.

    3. Главный герой? Повествование идет от лица Вождя, но главным героем воспринимается Макмерфи. В рамках сюжета он – повстанец, борец за свободу и против системы, первый живой и энергичный человек в больнице. Несомненно, это самый харизматичный и привлекательный персонаж. Но так просто назвать его героем тоже нельзя. Он был осужден, обвинялся в изнасиловании несовершеннолетней девушки, цель его нахождения в больнице – сокращение срока тюремного заключения, и во всех делах во имя общего блага отделения он пытается урвать собственную выгоду. В его действиях можно усмотреть жестокость по отношению к женщинам, этим понятна критика книги с точки зрения феминизма. Действительно, положительных женских персонажей нет, за исключением пары проституток, в чем можно проследить иронию (хотя и они скорее нейтральны, чем положительны).

    4. Самый яркий образ? Несмотря на трагичность финала, на усиливающуюся динамику последней части книги, самым ярким и пронзительным образом для меня остались воспоминания Вождя, коренного американца о своем детстве, родной деревне и водопаде (этот образ как-то особенно запал в душу), и о том, как все это было отнято у его семьи американцами для строительства. Не знаю, почему, но все попытки сопротивления Макмерфи, его судьба и судьбы других пациентов не отпечатали в моем сознании такую насыщенную картинку, как этот водопад в индейской деревне.

    5. Ощущения от места действия? Замкнутость. Обособленность. Основные персонажи находятся взаперти – не только в закрытом психиатрическом учреждении, не только под гнетом старшей сестры, но и в границах своего нездорового разума, в невозможности смотреть на мир за пределами границ, выстроенных сестрой. Макмерфи врывается в этот замкнутый мир, как вирус, и начинает разрушать установленный в нем порядок. Он же врывается и в разум пациентов, но как лекарство для людей, подчиненных привычному строю и загнанных в эту ловушку. Даже старшая сестра находится в этой ловушке, в единственном месте, которое она может контролировать. Без своей власти – она ничто, и Макмерфи методично отнимает у нее эту власть своим разрушающим влиянием на отделение и пациентов.
    Смотря глазами Вождя на то, как разворачивается история, мы видим, что из безмолвного и независимого наблюдателя он превращается в участника событий. С самого начала его игра в глухонемого обманывает всех, кроме Макмерфи, и чем ближе финал, тем более активно Бромден начинает проявлять характер – он участвует в голосовании, поддерживает Макмерфи в драке с санитарами, в поездке на рыбалку. Его же действия и являются финальным аккордом в истории Макмерфи, возвращают его на свободу, пусть и не так, как все надеялись.

    9
    309