Рецензия на книгу
Письма Баламута
Клайв Льюис
Аноним26 февраля 2019 г.я получил в аду листочек
с подробным распорядком дня
а там работа дом работа
работа дом работа домОдна моя религиозная подруга на вопросы нашей сомневающейся подруги всегда отвечала "Сходи в церковь, послушай батюшку, поймешь". Я не религиозна от слова совсем, я не навязываю свою точку зрения и предпочитаю, чтобы мне другую тоже не навязывали. Но при этом я не против религии в книгах, например, и к этой я подступалась с большими ожиданиями, ведь чудесная форма писем дядюшки-беса племяннику о совращении человеческих душ, да еще говорят, что там больше о нравственности как таковой, а не религии! Я же не могу отрицать, что заповеди и основа религии – нравственность? Не могу. А потом открыла книгу, а там с ходу то, что самоанализ/психоанализ – это отваживает от Бога, потому что это направленность на себя, настоящая наука ведет к вере (да, некоторые ученые были/есть верующими, но это отнюдь не правило)... И на первых же письмах у меня появилось ощущение, что мне проповедуют, прикрывая это легким флёром якобы забавной подачи.
Бес-дядя пишет наставления о том, как отвадить человека от Бога (в терминологии книги Врага), как привести его к отцу своему, при этом дядюшка рассказывает, что Бог людей любит (иногда прибавляя, что это не так, потому что так быть не может, но иногда пропуская эту часть), что
нужно твердо усвоить, что все разговоры о Его любви к людям и о том, что служение Ему — подлинная свобода, не просто пропаганда (как нам хотелось бы думать), а ужасающая правда.Потом я начала подсчитывать моменты, из-за которых я попаду в ад и немножко повеселилась.
Исходя из того, что это отношение предназначено к созданию привязанности и семьи (а если в него полностью погружаются, так оно и бывает), людям можно внушить ложную веру, что только та смесь боязни и влечения, которую они называют «влюбленностью», создает святость или счастье брака. Эту ошибку совершить легко, ибо «влюбленность» в Западной Европе предшествует бракам, заключенным в послушание Вражьей воле, то есть тем, где предполагаются верность, снисходительность друг к другу и плодовитость. Вот тебе аналогия: и религиозная эмоциональность порой сопутствует обращению к вере. Пусть люди считают основой брака приукрашенный вариант того, что Враг обещает лишь как его результат. Отсюда вытекают сразу две недурные возможности. Во-первых, людей, не обладающих даром воздержания, можно удерживать от брака, ибо они не «влюблены» — благодаря нам мысль о браке «не по любви» покажется им низкой или циничной. Да, да, они так и думают. Они считают, что намерение вступить в брак для взаимной помощи, охраны целомудрия и продолжения рода ниже, чем случайная буря чувств
Ты должен ревностно охранять это странное предположение: «Мое время — мое!» Пусть ему кажется, что он начинает каждый день как законный владелец двадцати четырех часов.Последняя цитата относится к тому, что люди испытывают раздражение, когда их прерывают на каком-либо занятии (были ли вы когда-нибудь раздражены, когда вас отрывали от книги? Я вот да).
А еще вот:
Вражий идеал — человек, который, отработав день на благо будущих поколений (если в этом его призвание), вечером откладывает всяческое попечение, целиком вверяясь небу, и остается лишь при терпении и благодарности, которые требуются от него здесь и сейчас. Нам же нужен человек, терзаемый кошмарами будущего, гонимый идеями близящегося рая или ада на земле, готовый преступить заповеди Врага сейчас, если мы внушим ему, что этим он приблизит или отвратит то, чего ему даже не доведется увидеть при жизни.Не то, что я собираюсь прям преступать все заповеди, но идеал божьего человека мне тоже не близок. Ну и:
Врагу желательно, чтобы мирянин в церкви был действительно критичен, то есть не принимал ложного и бесполезного, и при этом совершенно некритичен — не судил и не рядил, а доверялся немудрствующему, смиренному приятию того животворящего начала, которое несет ему церковь.Вот это двойственность меня всегда поражала: как можно отделить ложное от правдивого и при этом принимать на веру все в церкви? Это риторический вопрос. В общем к концу ощущение проповеди только усилилось, поэтому я не смогла себя заставить даже оставить книгу без оценки, потому что для меня это очень сильно мимо. (Надеюсь, что я не оскорбила этой рецензией ничьи чувства)
202,2K