Рецензия на книгу
Киборг и его лесник
Ольга Громыко
Аноним25 февраля 2019 г.Ну и зачем я тратила время и деньги?
Выросла на книгах Громыко. В прямом смысле. И искренне считала себя поклонником этого писателя больше десяти лет. С удовольствием наблюдала, как растет мастерство Громыко от книги к книге, пока внезапно не поняла, что как-то оно больше не растет. Стагнация наступила на серии "Космоолухи", которая пестрила самоповторами так, что любовь к автору начала потихонечку меркнуть, однако здравый смысл нашептывал "Ну читала ты у нее уже все это не раз и не два, так и что? Нормально же вышло".
Потом вышли "Космотехнолухи", после которых я стенала "Да тут же сюжета нет! Что за "бог из машины"?!", но надежда не умерла, она, вообще, живучая дрянь.
И вот "Киборг и его лесник".
Прочитав пару глав, я возрадовалась "Да тут есть детективный сюжет! Счастье!".
Забегая вперед, радовалась я ой как рано.Начнем, наверное, все-таки с главных героев: лесник Женя и киборг Джек.
Первая и главная претензия к этим двоим достаточно проста. Есть такое простое правило: герои по мере развития сюжета должны раскрываться или развиваться. То есть мы или должны узнавать некую новую информацию, которая позволит рассматривать персонажа под иным углом, или же герой, проходя через череду испытаний, претерпевает некую эволюцию. Ольга Громыко не может не знать об этом элементарном базовом правиле.
Тогда почему ни Джек, ни Женя вообще никак не меняются, и при этом читатель о них не узнает ничего, что позволило бы иначе трактовать их характеры?
В конце Джек признается, что он сорванный? Таки я вас умоляю, а то мы это не поняли из его поведения сразу. Какого Джека мы встретили в начале романа, с таким мы и закончили чтение. Женя даже не предоставил этого "вау озарения".
При этом про обоих персонажей нам то и дело подкидывают абсолютно пустую информацию. Джек хорошо готовит. И что? Никаких сюжетных последствий это не несет. Ладно, кто-то может сказать, но как же то, что он работал у женщины-повара?! На это я в свою очередь отвечу: а что это дало сюжету? И что бы изменилось, если бы киборг оказался тайным хакером, архитектором, охотником, да кем угодно!
Женя пробирочник. И что дальше? Как это на нем отразилось? Ну да, автор заикается, дескать, ему в школе этим тыкали, вроде как пробирочник - второй сорт. Вот только опять же информация повисла в воздухе и не дала никаких последствий. Жене на это явно плевать. Громыко пыталась эту ниточку использовать для сродства пробирочника-Жени и плода искусственной инженерии Джека, вот только на полдороги плюнула и забила.
Зачем было читателю знать, что вот эта барышня нравится Жене, а вот этой нравится - он? Это опять ни к чему не ведет. Вообще.
Зачем было отправлять на оргию-девичник Джека? Последствий опять нет.
Отношения героев вообще никак не эволюционируют:: Джек просто устраивает гэги в стиле Громыко (уже такую оскомину набило, что сил нет), Женя работает и пытается испытывать эмпатию якобы к машине, то считая Джека живым, то нет. Между ними все настолько тухло, что когда герои друг друга спасают, остается только в затылке чесать. Если с Женей еще с натяжкой может прокатить "он хороший человек", то с Джеком - нет. И то, что в финале он сам выдает что-то вроде "да сам не понимаю", никак не закрывает эту дыру.Вот почему с Теодором и Дэном Громыко смогла выстроить нормальное развитие отношений, а тут решила, что и так сойдет?
Бабки... Ох уж эти бабки. Их как бы много, но на самом деле, одна. Вот что вы можете сказать о каждой бабке? Ничего. Действует из них одна, говорит, одна. Тут ОДНА бабка. Почему автор говорит, будто их много?
Пенсионерками Громыко как будто добивала текст до желаемого объема, как когда-то Дюма в "Трех мушкетерах" разводил издателей на лишние деньги за счет слуг мушкетеров, добавляя таким образом то количество слов, то количество строк.
Вот я и добралась до сюжета. О, этот сюжет... Чтоб его.
Для начала, весь расклад детективной интриги виден с самого начала. Это я решила проглотить, потому что опытный читатель, люблю детективы, читаю между строк... Ну, и вспоминая "Берегись автомобиля", читатель любит быть умнее автора.
Потом я наивно радовалась, что автор осторожно, по капельке выкладывает улики. А в итоге поняла, что капельки совсем крохотные, а между ними ну столько филерных эпизодов ни о чем, что доходя до следующей улики, начинаешь мучительно вспоминать, а какой же была предыдущая. Одну ложку варенья старательно, тонким слоем размазывают по скатерти.
О да, тут много от "производственного романа", но это даже не роман, а нарезка эпизодов, которые не ведут к кульминации. Они не работают на сюжет, они не перетекают логично от одного к другому, не развивают персонажей, не рассказывают новое о мире книги. Просто лишние тысячи знаков, не более.Как резюме: если брать средний градус по больнице, это нормальная книга. На раз зайдет. В век эротического фентези, ЛФР и прочего, может, и будет считаться чем-то приличным. Если говорить о творчестве конкретного автора: ЁПТ, что за ерунду мне подсунули?! "Лабиринт", отдай мои деньги, я даже оплачу возвращение книги на твой склад! Единственное действительно приличное тут - язык, но когда знаешь от и до все любимые приемы автора, которые не меняются больше десяти лет, то не оставляет чувство, что ты уже все эти "шутеечки" не просто читал, а зачитал до дыр и они сидят где-то в районе печенки.
Для Ольги Громыко ЭТО ОЧЕНЬ ПЛОХО.
PS Я не отношусь к тем, кто считает "Белорский цикл" венцом творения, так что разгромный отзыв нельзя объяснить тем, что для меня плохо все, что не о Вольхе.
Содержит спойлеры13372