Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Sérotonine

Michel Houellebecq

  • Аватар пользователя
    Аноним25 февраля 2019 г.

    Всё очень плохо. А теперь поговорим об этом подробнее на 350 страницах.

    Обычно такое описание характеризирует в литературных мемах русскую классическую литературу. Тем не менее, традиция описания депрессии ровно так же, если не больше, присуща и французской литературе, и в этом аспекте Уэльбек в какой-то мере является последним звеном в цепочке французских писателей, так или иначе посвятившим своё творчество данной тематике: Бодлер, Камю, Ф. Саган.

    Уэльбек на протяжении 25 лет описывает депрессию в современном мире, но каждый раз ему удаётся как-то удивить своего читателя, по крайней мере, интерес к романам Мишеля возрастает с каждой новой вышедшей книгой, хотя, казалось бы, всё уже сказано (в принципе, для общего понимания взглядов Уэльбека достаточно прочитать его первый роман «Расширение пространства борьбы»).

    «Серотонин» не стал исключением. Естественно, тоска в нём занимает ключевое место, собственно, это угадывается по названию, не о радости же будет идти речь. Справедливости ради, несмотря на откровенную бедность языка и, фактически, отсутствие стиля, что неоднократно ставилось Уэльбеку в укор критиками, было бы неправильно сводить всё творчество Уэльбека к воспроизведению на бумаге ощущений безысходности и бессмысленности жизни. Я бы выделил четыре основные темы, вокруг которых ведётся повествование: одиночество, моральный упадок западного общества, безуспешный поиск счастья и секс. Это и составляет сущность «уэльбековского персонажа» - европейца средних лет, с неплохим заработком, без семьи и определенных целей в жизни. Есть еще, пожалуй, пятая тема, но о ней попозже.

    В «Серотонине» таковым является Флоран-Клод Лабруст (да, его имя его самого раздражает) – специалист по сельскому хозяйству, сотрудник соответствующего министерства. Ему 46 лет, и он встречается с молодой и симпатичной японкой Юзу, однако между ними нет ничего общего и после очередного проведённого впустую совместного отдыха в Испании, главный герой решается на кардинальный шаг, подслушанный по телевизору - он попросту переезжает жить в другой район Парижа и больше не появляется на работе. Благо, ни друзей, ни родственников у него нет, так что воплотить в жизнь такой план оказывается очень просто, и теперь он меняет просторную квартиру в элитной до убогости башне «Тотем» на одноместный номер для курящих в отеле Меркурий. Ах да, еще он в больших количествах принимает антидепрессант «Капторикс», содержащий серотонин. Это напрочь убивает его либидо, но помогает хоть как-то продолжать своё существование.

    «Наиболее частыми нежелательными побочными эффектами «Капторикса» являются тошнота и импотенция. Я никогда не жаловался на тошноту» (тут и далее- авторский перевод).

    Последующее развитие сюжета – пребывание Флорана в отеле, путешествие в Нормандию к старому (и единственному?) другу Эмрику на Рождественские праздники с последующим возвращением в Париж. Всё это сопровождается воспоминаниями о его сексуальной жизни и различными размышлениями, коими автор с нами щедро (порой, излишне щедро) делится.

    В определённой мере, Уэльбек в своём новом романе сделал прогресс над самим собой: он постарался копнуть глубже обычного и искренне пытается понять, чего ж не хватает для обретения счастья. Как обычно, не хватило совсем немного, ведь любовная история с Камий была практически идиллической. К тому же, хоть женщины, как и обычно в книгах Уэльбека, описаны в первую очередь через призму своих половых органов, стоит сказать, что Флоран искренне рассуждает о любви как о высоком чувстве. Разумеется, порнографии в этом романе также будет хватать, иногда это и вправду смотрится не совсем уместно, впрочем, никто не мешает пролистывать эти пассажи, если они вызывают неприятные ощущения. Зоофилия и детская порнография прилагаются.

    Кроме того, Уэльбек опять дал повод говорить о себе как о пророке. Нормандские фермеры, дабы высказать своё недовольство налогами, уничтожающими их агропромышленность, во главе с другом главного героя Эмриком устраивают настоящее противостояние с полицией, заблокировав основную автомагистраль в своем департаменте. Не хватает только жилетов характерного цвета, не правда ли?

    Впрочем, падение продаж нормандских сыров и упадок туризма в регионе, о которых явно сожалеет Флоран, можно считать лишь лирическим отступлением. По крайней мере, это заинтересует лишь франко-французскую часть аудитории, которая не понаслышке знает об убогости Ньора и вкусовых качествах Камамбера. Основная тема, по моему мнению, которую поднимает Уэльбек – можно ли достичь счастья одним лишь отсутствием страданий? Ведь герой, несмотря на все свои проблемы, одиночество, бессмысленность существования, отнюдь не страдает, по крайней мере, «Капторикс» помогает ему не ощущать этого. Желаний, кстати, у Флорана тоже нет, мечта буддиста прямо. Тем не менее, ответ на вопрос тут явно отрицательный.

    И тут я вернусь к пятой теме книг Уэльбека. Собственно, он не в каждом произведении вспоминает о ней напрямую, а зачастую она и вовсе отсутствует, но не задуматься о теме религии порой попросту невозможно. Здесь же имя Христа несколько раз упоминается, а сама книга оканчивается следующими словами: «Бог на самом деле занимается нами, он думает о нас каждое мгновенье и даёт порой очень точные указания. [...]И сегодня я понимаю точку зрения Христа, его раздражение из-за ожесточения сердец: у них есть все знаки, и они не принимают их во внимание. Действительно ли необходимо, помимо всего прочего, чтобы я отдал свою жизнь за этих жалких людей? Неужели им надо настолько недвусмысленно дать это понять? Похоже, что да». Но дело даже не в этом. Уэльбек может сколько угодно называть себя агностиком, по сути, он сегодня делает гораздо больше для популяризации христианской веры, чем любой Шатобриан с его «Гением христианства». Ведь он показывает жизнь без Бога, показывает мир, в котором отсутствует даже подобие чего-то возвышенного. И этот мир выглядит настолько непривлекательным, что хочешь-не хочешь, а мысль о том, что счастье так или иначе имеет какую-то религиозную основу, тебя посетит.

    Конечно, это не лучшее, что написал Уэльбек, но по сравнению с "Покорностью" - явно шаг вперёд и глоток свежего воздуха. Читать советую, но если все предыдущие романы этого писателя вам пришлись не по душе, вряд ли после "Серотонина" вы измените своё мнение.

    8 из 10.

    Бонус: цитата о любви и общении.
    «Плохо, когда влюбленные говорят на одном языке, плохо, когда они могут по-настоящему друг друга понимать, обмениваться словами, потому что слово существует для создания не любви, а ненависти; слово лишь разделяет по мере возникновения, тогда как бесформенная полу-лингвистическая болтовня объединяет. Разговаривать со своим любимым человеком так же, как мы бы общались с собакой – вот что может создать условия для безоглядной и длительной любви».

    4
    575