Рецензия на книгу
И дольше века длится день…
Чингиз Айтматов
strannik10224 февраля 2019 г.Когда жизнь на пороге пере...
У этого романа на нашем сайте обнаружилось шесть (!) разных аннотаций. И интересно читать каждую из них, отслеживая, как меняется говоримое аннотаторами в зависимости от года издания. Хотя некоторые аннотации повторяются год от года и издание от издания. И всё-же, если в первых аннотациях речь идёт о верности писателя принципу социалистического реализма и о человеке труда, об ответственности человека за судьбу нашей Земли, то затем мы уже читаем о смысле человеческого бытия и о спросе, который неизбежно должен быть каждому за всё, а потом и вовсе переходим к упоминаниям о легендах и притчах. Т.е. соцреализм как бы расплывается облачком и улетучивается, тема человека труда уходит на второй план, а остаётся только мифологичность и притчевость. При этом базовый текст (т.е. текст самого произведения) не меняется. Меняются аннотаторы. Либо меняются подходы к оцениванию литературы советского периода. В общем, что-то точно меняется.
Конечно же этот роман был написан точно в предчувствии перестройки и переоценки недавнего прошлого (собственно настолько недавнего, что ещё и не ставшего прошлым, а как бы только лишь вчерашним) нашей действительности. Т.е. видимо было ощущение, что нужно что-то менять, а что менять и как именно менять — осталось за кадром айтматовского текста.
И потому вот это бессилие простых буранцев перед строгой и несговорчивой военной машиной, и потому вот эта фрондёрская попытка что-то изменить путём переговоров главного героя с руководством космодрома (в самом конце романа и потому мы так и не узнаем, чем закончился поход Едигея за правдой).
И потому вот эта отчасти смешная фантастическая тема, весьма искусственно вплетённая в нормальную повесть-роман. Как-то мне показалась неестественным и нелогичным решение землян о разрыве возможных контактов с жителями внегалактической планеты Лесная Грудь (совсем уж смешное и нелепое название придумал Айтматов).Но вот вся реалистическая составляющая романа написана и талантливо, и сильно, и эмоционально, и вдумчиво, и нацеленно. Трогает. Вернее — цепляет. И куда сильнее действует, нежели недавно прочитанный трёхтомник Аксёнова «Московская сага» (простите, не могу удержаться и не упомянуть).
152,9K