Рецензия на книгу
Oma lässt grüßen und sagt, es tut ihr leid
Fredrik Backman
Аноним19 февраля 2019 г.Гипертрофированная бабушка
Пожалуй, начну с того, что "Бабушка" - это книга, относящаяся к категории "уютных". Такие книги очень часто читают, желая пережить зиму с её спящей холодностью и тишиной, желая преодолеть тоску и апатию, желая, в конце концов, почувствовать тот комфорт и уют, присущий только самым теплым домам, в которых царит запах свежеиспеченного печенья и мерно потрескивают дрова в камине. «Уютные» книги содержат в себе ряд характерных особенностей, которые и создают необходимую атмосферу спокойствия: во-первых, место действия. Оно должно представлять собой отдельный, строго ограниченный в пространстве мирок. Это может быть небольшой городишко, солнечная деревня или, как в случае с «Бабушкой», многоквартирный дом. Во-вторых, граждане мирка. Самые разнообразные люди и семьи, отличающиеся по характеру, но тем не менее представляющие собой единое целое. У большинства персонажей в прошлом произошло какое-то тёмное (или не тёмное, но всё же печальное) событие, которое очень повлияло на их личность, о чем мы узнаём постепенно. Тем не менее, они мало-мальски продолжили жить.
Жители мирка всегда между собой связаны. Но об этом мы, конечно же, тоже узнаем постепенно. Присутствие в книге других персонажей, живущих «за» описываемым пространством, сведено к минимуму, и, как правило, такие персонажи даже если появляются в повествовании на страницу-другую, то очень быстро исчезают, оставаясь нераскрытыми, ибо выступали они лишь переходным звеном. Обязательно в произведении, обычно к середине, появляется «зло», что еще сильнее сплачивает людей. Это «зло» сперва аккуратно подкрадывается, маячит где-то в стороне, затем же внезапно наносит удар. Но добро в сказках (а «уютные» книги тоже в своем роде сказки) побеждает зло, пусть иногда и с потерями. И получается так, что «зло» не только проиграло, но даже принесло пользу обитателям мирка, послужив катализатором объединения не только против общего врага, но и объединения на почве искреннего и доброго отношения друг к другу.
А сахарной пудрой подобного рода книг является чувство светлой грусти, которое нельзя не испытать по прочтении. Тут как нельзя кстати подойдет цитата из «Жареных зеленых помидоров»:
Если и есть на свете такая штука, как абсолютное счастье, то это ощущение, что ты – в правильном месте.Собственно, к чему это я? «Бабушка», соответствуя всем деталям, присущим «уютной» книге, могла бы заслужить наивысшую оценку, но этого не произошло. И не произошло именно потому, что в этом произведении всё «слишком». Добавлять яркие детали нужно осторожно и с умом. В правильной концентрации они, как специи, придают пикантности, однако если перестараться, есть такое блюдо будет невозможно.
Характеры. Характеры некоторых персонажей слишком гипертрофированы. Зачем их автор решил сделать таковыми, непонятно. Создаётся впечатление, будто читатель попал в шапито, где всё вокруг пестрит яркостью и абсурдностью происходящего. Посмотрим на бабушку. Этот персонаж имел все предпосылки явить собой образ экстравагантной старушки, безумно любящей свою внучку. Старушки активной, живущей по своей морали, с небольшой, простите, придурью. Это было бы интригующе, ярко и, что самое важное, живо. Но придури Бакман добавил слишком много, и экстравагантность стала пошлостью. Бабушка к себе особо не располагает, хотя могла бы, многие ее поступки (если действие происходит в реальном мире, а это так) должны влечь за собой не просто «нелюбовь» полиции и сторонних лиц, но по меньшей мере, крупные штрафы и принудительные общественные работы. Как вы понимаете, этого не происходит. Бабушка – первый абсурдный персонаж. Абсурдный и абсолютно неправдоподобный.
Несильно отставая от нее по неправдоподобности, возникает Эльса. Девочка, которой внушили, что она «не такая, как все», на самом деле же являющаяся просто невоспитанной и очень грубой особой.
- Миллион дурацких книг и ни одного "Гарри Поттера"! И таким людям позволяют чинить тех, кто сломался? Бред!
Поведение Эльсы поощряется и культивируется, ведь это не она невежественна, а мир не признает «не таких, как все». Неправдоподобность персонажа также заключается в том, что девочка слишком умная. Не умная не по годам, нет. А именно слишком. Чересчур. К 7 годам она прочитала слишком много книг, в т.ч. «не детских», к 7 годам она знает слишком много умных слов, к 7 годам она осознала важность экологии. При этом она не является вундеркиндом, но является ребенком очень самоуверенным и самовлюбленным, чье мнение – истина в последней инстанции. Очень меня позабавил следующий момент:
Ворс оторвался от миски с очень довольным видом. С носа у него капало что-то тёмное. Эльса перевела взгляд н- Альф…ты что… дал ему кофе?
- Да, - сказал Альф, явно не понимая, что здесь не так.
- Но это же ЗВЕРЬ! Зачем ты дал ему КОФЕ? – перешла на крик Эльса
Девочка, ты всё время кормила несчастное животное шоколадом, батончиками, мороженым и печеньем, я вообще не знаю, как он не ушел в мир иной от какого-нибудь заворота кишок! Кстати, почему ты его кормила всем этим? Ты же очень умная, неужели нельзя было посмотреть в Википедии, чем можно, а чем нельзя кормить псовых?
Ворс вообще заслуживает отдельного упоминания. Мне физически было больно, когда я читала, как «не такая, как все» девочка Эльса травит животное, кормя его на регулярной основе всем вышеперечисленным.
Очень старый ворс. Очень устал, Эльса.Конечно он очень устал, у бедолаги не было ни нормальных условий жизни, ни нормального питания. А Эльса всё еще продолжает роптать за экологию. Очень умный персонаж. Очень правдоподобный.
И на бабушке с Эльсой гипертрофированность не закончилась. Она коснулась и мамы, которая всегда в первую очередь что-либо (или кого-либо) терпит, и Брит-Мари, которую, тоже непонятно почему, терпят все. У остальных персонажей деталь «чересчур» выражена слабее, отчего еще острее возникает вопрос: зачем автор добавил столько абсурдной яркости персонажам, и почему же тогда не добавил её всем?
Не заканчивается гипертрофированность и на характерах персонажей, она прокралась и в композицию, сюжет. Как было отмечено ранее, в "уютных" книгах персонажи взаимосвязаны между собой. Но эта взаимосвязь аккуратная, пикантная и интригующая. Взаимосвязь персонажей здесь деревянная, притянутая откуда-то из паутины «Санта-Барбары». Очень неправдоподобная. Зачем, Бакман? Пожалуйста, остановись!
Ощущение "слишком" также присутствует и в сопутствующих деталях. Например, нам болезненно часто впихивают упоминания Википедии, "Гарри Поттера", андроидов и "Людей Икс", дабы мы уж наверняка не забыли, что главный герой - семилетняя девочка. Девочка очень умная, но не зубрила, интересующаяся такими вот современными вещами. А то мало ли!
Не было б в "Бабушке" этой детали "чересчур" (или была б она хорошо обыграна и полезна по сюжету), произведению я б поставила более высокую оценку. Но мы имеем то, что имеем. Тем не менее, книга справляется со своей главной задачей – создать уют. Она затягивает, обволакивая ароматом кофе, книжных страниц и теплоты, она рождает внутри читателя чувство светлой грусти. Поэтому в любом случае не оставляет совсем уж равнодушным. К тому же манера написания у автора приятная, сюжет более-менее плавный, не скачет. Да и тема какая животрепещущая, важная для многих. Сильная. Ведь когда уходит близкий, действительно рушатся все замки и королевства. Особенно, если этот близкий был фундаментом твоей жизни.
3,5/5.
11705- Миллион дурацких книг и ни одного "Гарри Поттера"! И таким людям позволяют чинить тех, кто сломался? Бред!