Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Оля

Фёдор Кнорре

  • Аватар пользователя
    Аноним16 февраля 2019 г.

    Цирк уехал, а клоуны остались

    Я в каком-то замешательстве от книги. Я уважаю советскую литературу, не всю конечно, выборочно, но многое читаю с удовольствием. Но вот то что я сейчас прочитала вызвало какое то недоразумение.
    Начнём с того, что выбрала я ее себе для чтение на тему «Цирк», так как в аннотации гласило


    Повесть о семье цирковых артистов.

    Какого же было удивление мое, когда прочитав страниц 30—40 никаких цирковых артистов я там не находила и как же меня распирало от злости, когда ещё страниц через 30 я поняла, что это вообще то спойлер. Изначально девочка с мамой приезжают в чужой город, строят новую жизнь молчат о прошлом, а потом из прошлого то и появляется цирк. Ну да ладно, простительно.
    Дальше мне хотелось почитать про Ташкент, от него здесь только штампованный дедушка в халате с осликом, не менее штампованный кишмиш и дыни. Вот что то я не припомню ни дынь, ни кишмиша у Глушко в «Мадонне с пайковым хлебом», просто там героиня тоже в эвакуацию в Ташкент уехала и голодала там, а здесь такая веселуха и еда и работа и чай с изюмом, ну да ладно и тут закроем глаза, может просто героини Глушко не повезло?
    Вообще когда я начинала читать, то потирала ручки, думаю ну как же хорошо книга про советских детей, но без всякой этой пионерской атрибутики и промывания мозгов каким должен быть советский школьник - пионер. Но к середине книги я искренне стала страдать от того, что там не было пионеров. Лучше бы я пионерскую агитку прочитала, честное слово.
    Значит, приезжают в город N мама Лена с дочкой Олей, как мы понимаем чуть позже чтобы мама могла реализовать себя, а не быть тенью за спиной мужа. Ну что, вполне себе жизненно. Устраиваются они на новом месте, девочка пошла в школу и у неё типа конфликт с одноклассниками. Она вся такая гордая и независимая, но безумно счастлива когда на неё обращают внимание и начинают с ней дружить. Оля наша, в какой то момент говорит то чему другие не верят и выставляют ее посмешищем, тоже жизненно придраться не к чему, школьные годы боль. Но (!) там есть мальчик, который на Олиной стороне и плетётся он к Оленьке домой чтобы поговорить с ней, поддержать в трудную минуту, а она ему с порога «Пошёл вон свинья» и это практически цитата, то есть вот у них идёт диалог а она его то дураком, то тупицей, то свиньей называет, а Володенька терпит, чо уж тут скажешь - мужик! Понимает, что лучше промолчать, против бабы в гневе не попрешь, ага. Но Оленька наша потом и себя начинает «скотиной» называть, с одной стороны такая самокритика безусловно похвальна, но как то слишком уж много всего для ребёнка, нет? Кстати, а был ли ребёнок? Вот абсолютно не понятен возраст девочки, она ведёт себя то на 6 лет, то на 12, а то вообще как пенсионерка рассуждает.
    Дальше на гастроли приезжает цирк, на горизонте появляется папа и тайна раскрыта, они циркачи, уау мы то из аннотации не поняли, ага! Что касается папы... он конкретный абьюзер, как сейчас придумали по буржуйски говорить, раньше то такого не было, раньше то он был просто волевой мужчина. Ну тот который «мужик сказал, мужик сделал» а жена при нем котлетки крутит (ну в данной книге вместо котлеток, она на подсобных в цирковом номере выступает), в рот смотрит. Говорит он жене, меня пригласили в Ленинград поехали будем делать программу, эээээх заживем! Она ни в какую, ее выбор - похвально, тема эмансипации опять же поднята. Он уезжает хлопает дверью, на дочку почти не смотрит. И тут началась война. Вот я даже не поняла как так и в какой момент. Вот не было ни слова, ни о времени действия, ни об угрозах войны, ну ничего. А тут начало главы «началась война». Ладно, закроем глаза и на это, она действительно всех застала врасплох. Папа Оле с мамой присылает грозное письмо, «забудьте меня, я в Ташкенте здесь фрукты и не пахнет войной». Что делает мама? Вот война, бомбежка, муж такое прислал, рядом дочка в которой она души не чает, вот что, что она делает? Уходит на фронт, чтобы доказать, что если муж не может постоять за Родину, то она это сделает и за него и за себя. Врет комиссии, что дочь в Ташкенте у дедушки и уезжает на фронт, не проверив как добралась любимейшая дочь в Ташкент, не отвезя ее туда самостоятельно, да что там не проверив жив ли вообще дедушка, да, у них же с дедушкой конфликт был, правда причина так и осталось тайной. Уехала значиться мама на фронт, а Оля перед эвакуацией пошла со «свиньей» Володей прощаться, ну друг же все таки и захватила с собой игрушечную собачку, любимую свою. И что же она с ней делает? Даже не утруждайте себя и не думайте, логике это не поддаётся. Оля не берет с собой любимую игрушку в эвакуацию, она не отдаёт ее своему лучшему другу на сохранение, она эту игрушечную собачку ЗАКАПЫВАЕТ, чтобы после войны найти и откапать (!) а в процессе закапывания плачет, потому что похоже что она его хоронит...... И вот это я вам ещё только пол книги рассказала.
    Дальше там вообще какой то сюр и футуризм начинается. У Оли начинается раздвоение личности и временно она будет Олегом, во времени там какие то непонятные скачки у мамы на фронте больше года прошло, а тем временем Оля только отъехала в электричке в Ташкент, как она туда добралась это отдельная песня. Стоит ли вообще упоминать о том, что папа нашёлся и фантастическим образом оказался не скотиной, а героем?!
    Фуууууу. Там было, конечно, несколько моментов которые пробрали, задели за живое, я даже волновалась когда читала и юмор местами там не плохой проскальзывал. Но вот это вот перечитывать не собираюсь и советовать не буду, ни чужим, ни тем более своим детям, ну может только взрослым, чисто на поржать.

    57
    2,2K