Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Цвет волшебства

Терри Пратчетт

  • Аватар пользователя
    Renidentia15 февраля 2019 г.

    Здравствуй, Плоский мир!

    1. Понравилось

    Казалось бы, привычные герои. Десятки раз мы уже встречали волшебников-недоучек (типа Ринсвинда), наивных «дурачков», смотрящих на мир широко открытыми глазами (типа Двацветка), недалеких и могучих воинов (типа Коэна-Варвара). Но к двоице, а то и троице относишься с интересом и теплотой, прикипая к ней так, что вздыхаешь и возмущаешься, когда она эпизодически распадается. В чем секрет?

    Быть может, в юморе, которым щедро сбрызнуты их по сути бесцельные приключения. В основном повествование сосредоточено на Ринсвинде и Двацветке, а они не борются со всемирным злом, не ищут артефакт, не расследуют преступление, а лишь улепетывают от неприятностей, чтобы остаться в живых. И именно противоречие натур, а точнее их отношение к опасности, порождает улыбку. Драпают оба, но один по собственной инициативе, из чувства самосохранения (внутри него срабатывает моторчик в ответ на внутренний импульс: «Беги, Ринсвинд, беги»), а второй по чужой воле, будучи вытащенным из зоны риска за шкирку (для него все неизвестное или колоритное, пусть даже кровожадное, − самое интересное, поэтому и пригвождающее его к месту: «Смотри, Двацветок, смотри!»). И смешит уже не столько сама комедия положений, сколько порожденные ею диалоги, бубнежки под нос, отчаянные вздохи, многозначительные возгласы и жесты, а также авторские комментарии: легкие подкалывания, остроумные шутки, ехидные замечания…

    Быть может, в оригинальности и при этом родственности описываемого мира. Он вырастает из мифологического представления о том, что земля покоится на трех слонах, стоящих на черепахе, и просится на масштабную карту, хоть пока только с Пупом и Краем, Анк-Морпорком, Бес-Пеларгиком, Круллом... Он визуализирует расхожее мнение о том, что люди – это лишь пешки в руках высших сил: боги режутся в кости, двигая своего рода фигурки-вуду, и так режиссируют происшествия (несколько пересекается с тем, как организуются соревнования трибутов в «Голодных играх» С. Коллинз: выбрал жертву – нарисовал на экране препятствие – оно материализовалось). Он переворачивает наши представления о драконах, «царевнах-лягушках» и «водяных» и знакомит с невиданной зверушкой – многоногим и своенравным сундуком, которого все, кроме хозяина и, пожалуй, читателей, хотят прихлопнуть.

    Быть может, в воплощении детских желаний и оправдании слабостей и пороков. Все мы, за редким исключением, мечтали оказаться в волшебном мире и накрутить хвост всем черным магам. А в жизни, бывало, пасовали, отступали и глупили, за что себя корили. Вместе с незадачливыми, но очень удачливыми героями мы проживаем авантюры, которых нам не хватает в жизни, и замечаем, что симпатией можно проникнуться даже к трусоману, простофиле, златолюбцу. И вот уже и на свои недостатки, несмотря на которые, оказывается, тоже можем быть вознаграждены, смотрим не с мучительным укором, а легкой усмешкой, отчего дышать становится легче, а жить веселее. Это не работает в отношении падших, в человеческом понимании, персонажей, т. е. интриганов, убийц, но добрые флюиды рассказчика и, казалось бы, абсурдистские выверты (чего стоит убиенный отец, восхищающийся дочерью за то, что она его мощно траванула), бывает, смягчают и их образы. В итоге свирепствует пожар, готовится жертвоприношение, совершается вооруженное нападение, просыпается чудище с щупальцами, а мы говорим о Плоском мире с озорным блеском в глазах и ямочками на щеках.

    2. Не понравилось

    Когда герои не учатся на своих собственных ошибках и в похожих ситуациях продолжают вести себя привычным образом, немного клянешь их за туповатость. Понимаешь, что перед тобой не роман воспитания, поэтому не предполагаешь, что Ринсвинд выработает в себе силу духа, Двацветок станет подозрительно озираться по сторонам, а Коэн-Варвар начнет защищать униженных и оскорбленных безвозмездно и заговорит сложноподчиненными предложениями. По крайней мере, в первой книге цикла. Но искренне недоумеваешь, почему в очередной китайский раз Ринсвинд кричит Двацветку, что пора делать ноги, надеясь, что тот его тут же поддержит, а Двацветок в ответ призывает Ринсвинда сунуться в адское пекло, думая, что первый не только согласится, но еще и вытащит иконограф, чтобы запечатлеть жерло этого пекла. Коэн-Варвар, правда, собирается связать себя узами брака, но выглядит такая метаморфоза, мягко говоря, неубедительной, навязанной герою. Ты представляешь, как в ответ на предложение руки и сердца он ответит бурными возмущениями или взмахом булавы, которая лишит его невесты и при этом расчистит путь к камерам с приданым. А легендарный воин практически тут же соглашается. Да, приводятся аргументы такого решения, но они, чувствую, в скором времени потеряют силу, пройдут, как с белых яблонь дым. Без обид, но какой из Коэна-Варвара жених?

    По мнению автора, читатель, видимо, временами страдает бестолковостью или склерозом, иначе как объяснить постоянные повторы? Мы вынуждены слушать и слушать о том, что у Ринсвинда в голове засело всего лишь одно, но зато великое заклинание, которое может сорваться с уст в самый волнительный момент и неизвестно к чему привести, а также о том, что Смерть самолично является за волшебниками. Зачем, если уже после первого упоминания об этом начинаешь ждать, когда же незадачливый студент попадет в очередную передрягу, чтобы в конце концов пустить в ход магию наивысшего уровня, разгадать ее секрет и мимоходом потроллить разговорчивого скелета? Умалчивается об этом.

    3. Оставило двойственное впечатление

    Описание вселенной выносит мозг. Сначала, когда тебе вроде как разжевывают новые термины и понятия, ты принимаешь все за чистую монету, пытаешься выстроить в голове схемы, модели, календари… Не понимаешь фразу, упорно вчитываешься в нее снова и снова. Уверяешь себя: «Ну ты же не тормоз, это просто у автора богатое воображение и вдобавок к филологической жилке еще и какой-то физико-математическо-географическим и т. д. склад ума, к которому тебе надо подстроиться». Но потом, когда автор вворачивает совершенно мудреные фразы, начало которых забываешь, дойдя до конца, настораживаешься и задумываешься: а не прикалывается ли он надо тобой, выдавая себя сильно умным и поддразнивая разобраться в том, что на самом деле всего лишь набор научных слов? И рассыпается связующая нить между эпизодами, похожая на цитату из ученого доклада. Вы поняли, как Ринсвинд и Двацветок из Червберга попали в самолет, да еще и в новых ролях? Я нет, хотя мне все подробно объяснили: исчезновение квинтильонов атомов, дисбаланс в Суммарной Всеобщности, уничтожение субреальностей и т. д.
    В волшебном мире, как в любом другом, есть свои законы. Однако в данном случае их логика – это сугубо авторская прихоть. Сейчас он может убедить в одном, потом это же опровергнуть, сославшись на другое, и так по кругу. Нет опоры, баланса, а это может привести к тому, что закрученный сюжет станет раскручиваться не достоверно для описанного мира, а по принципу: «Так фишка легла» или «Да брось, здесь же возможно все».

    P. S. Если астрозоологи только собираются узнать пол черепахи, почему назвали ее по мужскому роду, Великий А'Туин (глотнули вина из орехов вул)?

    7
    402