Рецензия на книгу
Сто лет одиночества
Габриэль Гарсиа Маркес
Аноним14 февраля 2019 г.Была ли у вас книга, которую вам бы захотелось перечитать сразу после того, как перелистнули последнюю страницу?
Не то чтобы роман "Сто лет одиночества" мне настолько понравился. В книге столько шокирующих эпизодов и откровенных (но мастерски описанных!) сцен, что в категорию любимых я её, пожалуй, не отнесу. Но во всём многообразии идей, мотивов, персонажей, сюжетных линий проглядывает такая глубина, что кажется, жизни не хватит, чтобы всю её постичь. Ей-богу, не шучу. Читая о том или ином жителе селения Макондо, ты не знаешь: рассматривать ли этого героя как вымышленного персонажа, реального человека, собирательный образ или карикатуру? Очередная история из жизни Макондо: это эпизод из биографии писателя, мифологический сюжет или исторический факт?
В центре повествования - небольшое селение Макондо и основавший его род Буэндиа. История этой семьи, полная взлетов и падений, на самом деле циклична - то и дело некоторые события в разных поколениях повторяются, потому что над Буэндиа навис злой рок: они обречены на одиночество. Одиночество у Маркеса принимает разные формы: кто-то сходит с ума, кто-то живёт затворником, а кто-то одинок в окружении домочадцев, поклонников или страстных любовниц... Одиночество - это отсутствие любви и взаимопонимания, именно этого многочисленным Буэндиа как раз и не хватает.
Грань между реальностью и вымыслом в романе Маркеса стирается, да её никогда и не существовало! Вот старый Мелькиадес признает, что действительно уже умирал, но вернулся - в смерти ему было слишком скучно. Вот Ремедиос, слишком прекрасная для этого мира, на глазах у потрясенных домочадцев при жизни возносится на небеса. Вот Маурисио Вавилонья, а с ним, куда бы он ни пошёл, в воздухе появляются облака жёлтых бабочек... В Макондо может годами идти дождь, а может годами не идти, время может замереть или пуститься галопом, принося забвение. В Макондо может произойти что угодно, и где-то в клубке переплетающихся судеб его жителей хранится ключ к загадочной и страстной латиноамериканской душе.
Безумный клубок сюжетных линий или откровенность некоторых сцен могут вызвать отторжение, но сложно поспорить с тем, что "Сто лет одиночества" - настоящая энциклопедия латиноамериканской жизни. Хорошо об этом говорил сам Маркес в своей нобелевской речи:
... именно эта чудовищная действительность... которая существует не на бумаге, а в повседневной жизни и является первопричиной бесчисленного количества смертей, которые происходят ежедневно. Именно она подпитывает родник постоянного творчества, исполненного страданиями и красотой, к которому волею судьбы припал стоящий перед вами колумбиец, мятущийся и ностальгирующий. Наша необузданная действительность полна поэтами и нищими, музыкантами и пророками, воинами и негодяями – персонажами самими по себе столь яркими, которые даже не требуют напрягать воображение. Ведь главная сложность для нас заключалась в недостаточности обычных литературных приемов, чтобы нарисовать нашу жизнь в достоверном свете. Именно здесь, друзья, и зарождается наше одиночество.193,1K