Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним14 февраля 2019 г.Это книга о любви.
О любви во всех проявлениях. Ответной, безответной, жестокой, возвышенной, мимолетной, губительной и до самого гроба. Любви мужчины к женщине и женщины к мужчине, матери к дочери и дочери к матери, любви братьев (пусть и неродных), и даже любовь к животному имеет место (ай-да Гюго!). Но самая главная любовь, которая пышным цветом расцветает на страницах романа - это любовь автора к городу. Не буду оригинальной, если скажу, что при прочтении создалось впечатление, будто сама книга была задумана как посвящение Парижу, а все события, разворачивающиеся на её страницах - всего лишь фон. Ни один город в мире не удостоился такой одухотворенной любви. Париж Гюго – живое существо, которое живёт, дышит, чувствует и постоянно меняется.
Сначала было неимоверно тяжело смиренно и вдумчиво читать все описания, хотелось их пролистать. Но чем дальше и дольше я читала, тем больше понимала, что это нечто большее чем просто описание стен, красок и архитектуры. Это чистая любовь. И её ни в коем случае нельзя вот так вот просто пробежать глазами, её обязательно нужно почувствовать и желательно сохранить до своего собственного посещения Парижа. Потому что "Собор Парижской Богоматери" лучше любого путеводителя и гида, я уверена.
А многостраничный пассаж про архитектуру и книгопечатание? Во время прочтения мне так и хотелось воскликнуть "Это гениально, Холмс! Это элементарно, Ватсон!" Но ведь на самом деле, более гениального обоснования смен этапов архитектуры и их изменения (читай: измельчания) я еще не встречала, а уж если проецировать эту ситуацию на наше время, то становится понятно, что история совершает очередной виток и теперь уже книги заняли место "вытесняемого".
Великие здания, как и высокие горы – творения веков.О персонажах было сказано уже много, и повторяться я не хочу. Какими бы они ни были, им сострадаешь и сочувствуешь. Кваземодо, Клод Фролло, Эсмеральда, Пакета Шантфлери - Гюго верен себе, его герои сполна пьют из чаши боли и страданий. Теперь понятно, что Джордж Мартин был отнюдь не первым на этом поприще. При этом не чуждо автору и чувство юмора, описание судьбы Феба де Шатопера вряд ли оставит кого-то равнодушным и сразу же откроет глаза читателей на отношение Гюго к институту брака:
Феб де Шатопер тоже кончил трагически. Он женился.Но всё-таки субъективную ложку дёгтя я добавлю. Больше всех меня раздражала Эсмеральда. Я привыкла к описаниям прекрасных дев, писатели прошлых веков просто не могли описывать главных героинь по-другому, это было бы моветоном. Но все эти неземные красоты, вздохи, ахи-охи, обмороки... увольте, аж зубы сводит.
Сильная вещь, которая либо ляжет на душу, либо нет. После прочтения мне стало ясно, что ни один мюзикл, ни один фильм и ни одна постановка для меня никогда больше не передадут столько эмоций и впечатлений, сколько книга. Потому что в случае с Гюго это сделать просто нереально, можно лишь затаить дыхание и чувствовать.
141,4K