Рецензия на книгу
A Tale for the Time Being
Ruth L. Ozeki
Аноним13 февраля 2019 г.Тухлая рыба
Что я ожидала: судя по огромному количеству положительных рецензий, аннотации, и сравнению с Мураками на обложке я готовилась прочитать мистическую, глубокую историю про буддистский круговорот жизни (оригинальное название - Сказка о временном существе), рассказанную с неповторимым японским очарованием. Автор конечно японка только по крови (и то наполовину), родилась и живет в Америке, но она изучала японскую литературу в Японии и обладает саном буддистского священника, так что я надеялась, что восточный колорит она все-таки сохранит.
Что я получила: насквозь американский, пустой, претенциозный роман типа обо всем, но на самом деле ни о чем. Слишком много всего. Автор судорожно хватается за все подряд темы, ни одну из них не развив до конца - школьная травля, семейные отношения, 11 сентября, Фукусима, война на Ближнем Востоке, Вторая мировая война, камикадзе, буддизм (очень поверхностно), квантовая механика (еще более поверхностно), загрязнение океана, проституция, самоубийства...и еще миллион вещей. Я понимаю, что со стороны это даже может звучать интересно, но повторюсь - ни одна из тем не раскрыта. Это просто бессмысленные мазки - ну, упали башни. Ну, в океане плавают 3 мусорных острова. Общая картина из них не получается. События вообще никак друг с другом не связаны, и друг на друга не влияют, их просто упоминают в паре предложений и тут же забывают. Если честно, эта мешанина утомляет.Сама книга построена по донельзя банальной схеме параллельных линий - некая дама из настоящего разгадывает ТАЙНУ девушки из прошлого (в данном случае некая американка находит на берегу моря загадочный дневник японской школьницы). И претензии у меня к обеим линиям. Американская часть просто никакая - это унылейшая Рут (автор вообще не парилась, тупо списав героиню с себя) и ее не менее унылый муж, читать про которых было безумно скучно. Японская линия - дневник Наоко - уже куда интересней, но создавалось впечатление, будто Рут Озеки изо всех сил пытается написать самую японскую книгу про японскую Японию, насытив повествование через слово японской речью, терминами, явлениями и словами. В книге 163 (!) сноски, она пихает в текст абсолютно все подряд - хикикомори, манга, отаку, торговля трусиками, хентаи и т.д. и т.п. Я все ждала, когда она до шибари доберется, или там эрогуро, не, ну а чо? Но увы, несмотря на декорации, форме не хватило восточной изящности, красоты и медитативности слога. Совсем наоборот - Озеки порой скатывалась в какую-то пошлую грязь, и я сейчас далеко не про травлю или попытки изнасилования, про них сложно писать красиво. Нет, я про какие-то ненужные, но мерзкие мелочи вроде подробных описаний гениталий 104-летней старушки и волосках на них, или например, "передо мной прошел кот, я увидела его сморщенный зад и яйца". Только один вопрос - зачем?..
В книге мне понравилось только 2 момента - письма Харуки №1, пилота-камикадзе (это и правда было сильно), и каникулы Наоко в буддистском храме (и то подпорченные вышеупомянутыми гениталиями). Но нескольким удачным страницам не вывезти более 500 страниц нудятины и грязи. Хотя еще процентах на 80% книги моя оценка колебалась между 2 и 3, ближе к тройке, но конец меня окончательно добил. Его нет. Серьезно. Книга никак не заканчивается, она просто обрывается! Это даже открытым финалом назвать сложно, потому что это вообще не финал, впечатление, что книга просто не дописана. Осталось очень много вопросов и неразвитых сюжетных линий. Больше всего меня раздражает сам пакет с дневником, письмами и часами Харуки, так и осталось непонятным, как он оказался в океане. Его смыло цунами? Или Наоко зачем-то сама его выкинула в океан, вместо того, чтобы оставить в людном месте, как она хотела раньше? Да и глубоко сомневаюсь, что она стала бы так легкомысленно отдавать на волю волн семейную реликвию, которую бережно хранили несколько поколений. А если все это смыло случайно, то почему она вообще хранила часы в пакете, а не носила на руке, как на протяжении всей книги?
Поклонники книги наверняка могли бы со мной поспорить, типа все это мелочи, и я просто не поняла главных тем "Рыбы" о варитивности судьбы, взаимосвязи всех живых существ на планете, выборе, жизни и смерти...Да я все это прекрасно поняла. Но все-таки в придачу к таким интересным темам хотелось бы еще более глубокого их развития, немного логики и достойной формы. А не вот все это.
411,4K