Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Франкенштейн

Мэри Шелли

  • Аватар пользователя
    Аноним12 февраля 2019 г.

    Чудовище по имени Виктор

    Мои отношения с классикой можно описать одной незамысловатой фразой — «и хочется, и колется». Я от всей души стараюсь абстрагироваться от современных реалий, и учитывать при оценке произведения в какую эпоху оно было написано. Но некоторые произведения, их герои и сюжеты не укладываются в моей голове, вне зависимости от времени. Как, например, «Франкенштейн». А дело вот в чем.
    Безумец-гений-энтузиаст Виктор Франкенштейн, одолеваемый идеей оживить неживое, решает собрать монстра из частей человеческих трупов. А когда ему это удается, он в ужасе понимает, что получился урод (да ладно?! серьезно?! он же собирал тело из частей умерших людей, что могло пойти не так?!). А потом Виктор делает гениальную вещь - в страхе убегает из дома:) Дальше - больше. После возвращения, не застав там монстра, Виктор буквально пляшет от радости (и снова: серьезно? ты выпустил в мир абсолютно не подготовленное к нему существо, и все что тебя волнует - это чтобы он не попадался тебе на глаза? ну ок).
    Затем, терзаемый муками совести, главный герой слегает на несколько месяцев в горячке (ох уж эти люди с тонкой душевной организацией). А когда наконец поднимается и возвращается домой с университета, узнает что его младший брат был убит (спойлер: это так постаралось его творение), а в убийстве обвиняется ни в чем не повинная служанка. Выступит ли Виктор в защиту невиновной в суде? Не-а. Сделает ли он вообще что-нибудь? Не-а. Может он хоть слово скажет? Не-а. Зато он будет много плакать, заламывать руки и стенать. Как, впрочем, и на протяжении всего повествования.
    Далее главный герой слишком сильно страдает, поэтому ему требуется отдых, а потому он решает попутешествовать по горам, где и встречает своего монстра. Происходит разговор по душам, в котором монстр описывает все тяготы своей жизни, а заодно вменяет Виктору в вину то, что он его сначала создал, затем бросил, ну и обрек в общем-то на одиночество. И вменяет он все это по делу. Трогает ли Виктора история монстра? Не-а. Пытается ли он хоть как-то облегчить его участь? Не-а. Зато на протяжении всего разговора у Виктора в голове что-то типа «ну и урод же он, надо же страшный какой»:)
    Сначала под просьбами, затем под угрозой убийства близких, главный герой соглашается сделать для монстра подружку (ну чтобы тому было не так одиноко), при условии, что они уедут и никого больше не тронут. Дома Виктор этого сделать не может, поэтому едет, так сказать, в командировку (прихватив своего лучшего друга). Так как его семье и возлюбленной угрожает смертельная опасность, наш герой торопится выполнить свою часть сделки.. хотя подождите-ка. Так бы сделал адекватный человек. Но у нас Виктор. Поэтому вместе с другом они едут смотреть достопримечательности в Оксфорд (простите, что?), затем в Эдинбург (на полном серьёзе? Существо угрожало убить всю твою семью, а ты путешествуешь?) и другие города. И все это время главный герой «переживает» за своих близких, ждет каждое письмо со страхом, вдруг что случилось (а может просто выполнишь свою часть сделки? Ну или попытаешься убить монстра, как вариант?).
    В общем, слово свое Виктор тоже не держит (не мужчина, а золото, повезло ж его невесте), и в итоге отказывается повторно проделать эксперимент, так как не хочет чтобы по земле бродило целых два чудовища. А я вот во всей этой истории вижу только одно чудовище и зовут его, как ни странно, Виктор.
    Виктор, который сначала делает, а потом думает. Виктор, которому наплевать на чужие страдания. Что там страдания какого-то урода, он же урод. Зато его собственные страдания (а под конец книги и «героизм» - он сам себя называет жертвенником и героем, серьезно) - вот это да, об этом он непрестанно думает и рассуждает. Виктор, из-за тупых действий которого погибает вся семья, лучший друг, невеста. И его абсолютно не жаль. Жаль героев, которые даже не понимают, из-за кого умирают. А вот Виктора не жаль.
    И вот если бы автор поднимала главную мысль вроде «а кто же из них оказался истинным чудовищем?», и читатель бы сам для себя решал - это было бы замечательно. Но позиция авторая сочится из всех щелей, а точнее из уст второстепенных героев, вроде Уолтона, для которого Виктор - чудесный человек, так жестоко пострадавший, а урод - просто урод. Но автор - девушка романтичная и не то чтобы очень принципиальная (судя по ее биографии), а посему любая девушка/ребенок/мужчина в ее повествовании - это ангелы во плоти, а монстр - это вся грязь, в мире обитаемая. Молчу о том, что главной добродетелью этого романа является кротость. Серьезно, я сбилась со счета, сколько раз слово «кротость или кроткий» употребляется в тексте.
    Подводя итоги, хочу сказать, что обиднее всего то, что идея-то была шикарная. Даже после стольких лет она не потеряла свежести и актуальности. Но реализация такой идеи - просто отвратительная. С нелогичным сюжетом, высокопарным слогом, откровенно глупыми персонажами и единственно верным мнением автора. И все вышеперечисленное никак не зависит от времени. Куда более ранние авторы писали прекрасные романы, со своим неповторимым шармом, захватывающим и атмосферным сюжетом, проработанными персонажами и логикой.
    А посему, за идею, Мэри, спасибо (4 из 10 исключительно за нее), а вот реализацию хочется забыть как страшный сон.

    Содержит спойлеры
    19
    566