Рецензия на книгу
Визит к Минотавру
Аркадий и Георгий Вайнеры
Аноним7 февраля 2019 г.О мифах и людях.
Эра милосердия наступит после того, как каждый нанесёт визит к своему Минотавру.
Осень 1970 года, жизнь наладилась, строят новые дома, новые районы, метро дотянулось своими щупальцами до Выхино, Речного Вокзала, с конвейеров волжского автозавода сходят первые "копейки", а моей бабушке столько лет, сколько сейчас мне. В Москве из дома известного скрипача похищена ценная скрипка. (Кража, очень неприятное преступление, сразу теряется ощущение безопасности собственного жилища, ощущение будто тебя осмеяли, оплевали.)
Я люблю, когда история становится лишь поводом поговорить с авторами на разные темы. Так для братьев Вайнеров, история о краже скрипки - повод поговорить, о чем получится. О людях, которые лучше всего на свете умеют делать прекрасные вещи. Один мастерит скрипки, другой умеет на них играть. Один строит лабиринты, другой поселяет в них Минотавров. Один крадет, чтобы не попасться, другой ищет вора. И о том, что случается с людьми, которые в лабиринтах жизненных путей выбирали дороги славы, богатства и праздности, вместо служения людям и своему дарованию.
О цене свободы: в мире, где царствуют тираны и погоня за наживой, по-настоящему свободным можно быть только в процессе творчества. О правде, допустимо ли использовать лживые приёмы в её поисках. (Кофелёк, кофелёк). О гениальности, которая состоит из таланта, немного везения и бездны трудолюбия. О преемственности поколений, не столько детей по крови, но детей по духу. И о цене ошибки, когда маленький проступок ведёт за собой цепь преступлений. О добре, которое должно быть сильнее зла, иначе само становится злом. Снова о мастерах, которые трудами рук своих стали бессмертными, об их жизни, трудах и цене, которую им пришлось заплатить за гениальность. Лабиринт для Минотавра построил гений Дедал, которой заплатил жизнью своего сына за побег от тирана. Великим скрипичным мастером стал Антонио Страдивари, прожил долгую жизнь, но не нашёл в сыновьях своих наследников своему делу. Известный музыкант неутомимо отрабатывает свою ошибку, которую допустил во время исполнения успешного концерта, и услышал лишь он один. О змеях, коридорах и лестницах.
В первой же развилке лабиринт книги двоится на две истории, из прошлого и настоящего, уводят в параллельные туннели, в которых отчетливо слышно эхо шагов: история великого скрипичного мастера и поисков скрипки.
"Давно известно, что все мифы - это байки для детей младшего школьного возраста", говорит инспектор Московского уголовного розыска Станислав Тихонов, и всю книгу ищет встречи со своим Минотавром, по пути встречая множество чужих. Для него - Минотавр стал воплощением всего низменного и злого в человеке, скопищем человеческих пороков и низменных страстей. За что они так с несчастным Минотавром. Разве он виноват в грехах матери своей, которой пришла в голову блажь поиграться с быком. Что может несчастный Минотавр сделать со своей природой. Люди боятся его. Его приемный отец, тиран Минос, руками великого учёного построил для него дом - лабиринт, где то ли прячется несчастный, то ли его прячут от других. Кто знает, что случается с теми детьми Афин, кого афиняне отрывают от своих сердец в дар опасному соседу. Кто сказал, что Минотавр повинен в их смерти, скорее они просто сами гибнут в поисках выхода из лабиринта. Бедный несчастный Минотавр, внезапно избранный, советским милиционером, не верящим ни в бога, ни в мифы, символом зла. Герой Вайнеров Иконников, утверждает, что Каина безвинно оклеветали, не убивал он брата своего Авеля, о чем и сказал, что не сторож ему. Ну а Вайнеры в свою очередь оклеветали Минотавра.
Детективы Вайнеров, это не пьесы Беккета. У них всё понятно, и всё служит великой цели учить людей делать правильный выбор, становиться настоящим советским человеком. Жить ради дела, а не ради выгоды. Служить людям, а не своему кошельку.
Оттого, что детективная история, лишь фон к разговору обо всем на свете, допрос у главного героя книги, Станислава Тихонова, превращается в дискуссию на отвлечённые темы, от ядовитых змей, до тайны Каина. И в расследовании достаточно счастливых случайностей и совпадений. Зато и множество человеческих судеб и характеров, проводят читателей по лабиринту книги, яркие второстепенные персонажи: парикмахер - цирюльник Соломон Александрович Кац, старый учитель музыки, забавные аспирантки и печальные женщины средних лет.
Так и поговорили.361,4K