Рецензия на книгу
Я, робот
Айзек Азимов
Аноним8 июля 2011 г.Со Стругацких, Уэллса и Воннегута началось мое знакомство с фантастикой, а продолжилось знакомство этим разносторонним господином, Айзеком Азимовым. Ранее он был известен мне исключительно как один из известнейших популяризаторов науки и автор, по мотивам произведений которого снимали фильмы, вроде бы даже успешные. Так что знакомство с Азимовым-писателем было приятным открытием, а рассказы из цикла о позитронных роботах заняли заслуженное высокое место в личных топах.
Все рассказы построены по простой схеме и зачастую напоминают мини-детективы: есть некая проблема, связанная с роботами, и ее на протяжении всего рассказа пытаются устранить сотрудники "Ю.С.Роботс", чаще всего достается тамошнему робопсихологу Сьюзен Келвин - дамочке в возрасте, сухой и неприятной, которую можно было бы, в принципе, окрестить очень пассивным мизантропом, но у меня лично рука не поднимается. В одном из рассказов она сама признается, что ей больше нравятся роботы, чем люди. Впрочем, ее интерес к роботам, который всегда превышает интерес к людям, говорит о ней куда больше, чем что-либо еще. Все возникающие с детищами "Ю.С.Роботс" коллизии разрешаются достаточно простым образом - с помощью трех законов робототехники и возникающими в связи с этим противоречиями и парадоксами. Именно эта деталь скорее всего и создает атмосферу детективного действа, она же дает шанс попробовать решить читателю проблему самостоятельно. Приятно осознавать, что автор вот так бережно заботится о читателе, давая ему возможность принять прямое участие в действии.
Сложно сказать, о чем Азимов писал здесь больше: о людях или о роботах. Я же склонен думать, что именно о людях, поскольку роботы хоть и являются одними из главных действующих лиц, но все же напоминают скорее такой белый фон-полотно, на котором отчетливо видно сколь плох в сравнении с идеальной машиной человек со всеми его слабостями и желаниями. Да чего уж говорить, если в самих разумных позитронных роботах легко угадать определенный тип людей или даже определенный тип целой группы людей некоего исторического периода. В "Логике", например, робот, едва начавший мыслить о своем существовании, сразу открещивается ото всех возможных сложных теорий и, несмотря на строгий логический склад ума, создает себе религию, которая объясняет смысл существования на несколько порядков проще, чем многослойное объяснение людей.
Знакомство с автором продолжается...933