Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Man of Property

John Galsworthy

  • Аватар пользователя
    Аноним3 февраля 2019 г.

    Роман не про любовь

    "Собственник" - первая часть "Саги о Форсайтах" - был написан в 1906 году. Голсуорси описывает мир дельцов, чьи предки когда-то поднялись из низов (о чем потомки не любят вспоминать) и смогли достичь определенного положения в обществе. Дельцы, которые никогда не упустят свою выгоду. Дельцы, которые всё измеряют деньгами. Дельцы, которым не свойственны душевные порывы, но благодаря которым держится и процветает Англия начала 20-ого века. Для обозначения такого сорта людей Голсуорси вводит понятие - Форсайты.

    Повествование в основном сосредоточено на старшем и среднем поколениях представителей семьи Форсайтов. Из старшего поколения можно выделить следующих героев:

    - тетя Энн - сама старшая из всех детей. Уважаемая, достопочтенная старая леди, которая всю жизнь прожила в обществе своих сестер Джули и Эстер и брата Тимоти. Джули недолго была замужем, оставшись вдовой. Ни у кого из них детей, но они больше всех пекутся о благополучии семьи, а их дом является традиционным местом встречи остальных членов семьи.

    - Джолион - старший из братьев. Самый мудрый и умный, чью семью давным-давно постигло "несчастье": единственный его сын ушел от жены к гувернантке, оставив маленькую дочь на попечение отца. Джолиону, чтобы соответствовать обществу, пришлось отказаться от сына. Но на выбор того, чью сторону принять, больше повлияло его сердце, которое не могло устоять перед слабыми и беззащитными. Этим же, позже, расположат к себе его внуки, с которыми он вынужден был не общаться. Джолион, пожалуй, самый богатый из братьев, но он не кичится своим богатством, а перед приближающейся смертью понимает, что богатство не способно скрасить его одиночество. Не стремясь выглядеть благородным джентльменом, как, например, Суизин, Джолион идеально воплощает это понятие. Джолион - Форсайт, но Форсайт самого лучшего толка.

    - Суизин и Джеймс - двойняшки, которые совсем не похожи друг на друга. Суизин - одинокий, здоровый старик, который упорно ищет доказательства своего благородного происхождения и скрупулезно относится к тому, чтобы у него было всё самое лучшее по разумной цене. Джеймс же, находясь в гостях, тщательно оценит каждую вещь и непременно обидится, что ему ничего не рассказывают. У Джеймса есть сын - Сомс, чья история и лежит в основе романа.

    Какой он, Сомс? Остальные Форсайты презрительно называют его "Собственник". Он очень умный, честный в делах и расчетливый человек. При этом ему ни чужда любовь к искусству: его картинная коллекция, с одной стороны, является хорошим вложением, но с другой - собрана им по велению души. Он женат на очень красивой женщине - Ирэн, - которую долго и упорно добивался, но которая так и не смогла его полюбить. В этом и состоит его трагедия: не всё можно купить и сделать своей собственностью. Ирэн, долгое время безучастно относившаяся ко всему происходящему, влюбляется в того, кто представляет другой, противоположный Форсайтам лагерь, - в человека искусства. Перед Сомсом и Ирэн встаёт непростой выбор: отпустить/уйти или сдеражть данные когда-то обещания?

    Ирэн в книге представлена как идеальная женщина: она очень красива, мягка, пассивна, беззащитна. Иногда герои отзываются о ней иронично, но непременно скажут "Какая женщина!". Она ведёт молчаливую войну с Сомсом, но при этом нигде не сказано, чем наполнена её жизнь. Читатель даже не узнает её мыслей, хотя от лица остальных героев повествование ведется. Да и описания минут, которые она проводит с Филиппом Босини, нет. Автор, пытаясь вывести образ совершенства, роковой женщины, не очень справился: Ирэн получилась размазанная и неживая. Пожалуй, это главная моя претензия к роману - насколько хорошо и многогранно получился Сомс, мотивы которого и переживания можно понять, настолько блеклой и скучной вышла та, от которой мужчины в романе теряют головы.

    Завязка романа - борьба Собственника и Искусства - таит в себе глубокий материал. Сомс замахнулся на то, что было ему неподвластно. И, не умея отпустить, он теряет свою гордость и самоуважение. Ирэн же, пользуясь благами, которыми одаривает её муж, не только не может, но и не хочет если не полюбить, то начать уважать своего мужа и проявлять благодарность. Она не даёт ничего в ответ, занимая позицию жертвы, которой все должны. Совершая же предательский поступок по отношению к подруге, у которой увела жениха, вместо того, чтобы взять ответственность за это на себя, она обвиняет подругу и её советы.

    Автор не раскрывает отношения Сомса и Ирэн в начале их брака. Пыталась ли Ирэн изменить своё отношения к мужу? Пыталась ли она понять его? Пробовала ли она наладить их семейную жизнь? О, нет: по роману Ирэн вышла замуж, чтобы сбежать из дома, и сразу ненавидела своего мужа. И такая позиция её вполне устраивала. Открыв это, можно задаться вопросом: а о каком противостоянии Собственности и Искусства тогда идёт речь? Больше похоже на самый обычный расчет:-) В Ирэн нет ни участия, ни сострадания, ни любви к окружающим. Её волнует только она сама. Таким образом, реализация завязки не выдерживает никакой критики и становится не очень интересной для наблюдения: описано то, что происходит часто и в наши дни. И заканчивается, часто, разводом. Девушка, по тем или иным причинам, выходит замуж "просто за хорошего человека, который её очень любит", страдает в этом браке, поглощенная собой и своими чувствами (не очень-то приятно каждый вечер ложиться в постель с нелюбимым), не забывая постоянно предъявлять претензии мужу, потом влюбляется в кого-нибудь и разводится (ну или просто изменяет). А мужчина, в силу каких-то своих внутренних проблем, в таких отношениях предпочитает, до поры, до времени, терпеть. Сюжет обещал быть интересным, а оказался банальным донельзя.

    Прекрасный язык автора, хорошая проработка главных героев (кроме Ирэн), интересная философия - достоинства этого романа. Но герои не вызывают сопереживания, что для меня стало большим и жирным минусом.

    7
    2,4K