Рецензия на книгу
Собрание сочинений в шести томах. Том 5. На восток от Эдема
Джон Стейнбек
maghennray3 февраля 2019 г."От любого из нас можно ждать чего угодно, мы способны на поступки как удивительно благородные, так и удивительно низкие. Да и найдется ли человек, втайне не помышлявший вкусить запретного?"
Мне очень сложно говорить об этой книге. Сложно потому, что невозможно передать словами всю ту гамму эмоций, тот поток размышлений, что она вызвала у меня. Да и рассказать об этом произведении, не пересказав его сюжет, тоже представляет определенную сложность, так как перипетии сюжета тесно связаны с тем посылом, что доносит до нас автор. Но я не буду пересказывать данную историю. Расскажу лишь о собственном восприятии книги.
Как вы наверное поняли по первым предложениям, данная работа вызвала во мне бурю эмоций. Понять это роман невозможно, не прочитав его. Это тот самый случай, когда потенциальный читатель лишь на личном опыте сможет выяснить, что же несёт собой данное произведение. Я не могла оторваться. Я читала взахлёб, проводя всё своё свободное время с этой книгой, а такое бывает у меня крайне редко. Долго не решалась браться за неё из-за объёма (в книге примерно 950 страниц), но всё же решилась и не пожалела. Если количество страниц это единственное, что вас отталкивает от чтения, то не повторяйте моих ошибок - берите и читайте! Книга написана настолько легко и увлекательно, что страницы просто "улетают", вы даже не заметите, как прочитаете. Я закрыла последнюю страницу с тяжёлым сердцем - впервые в жизни мне хотелось, чтобы книга не заканчивалась. Я не насытилась данным произведением, мне хотелось ещё. Я низко кланяюсь Джону Стейнбеку. Спасибо за его мастерство.
Хоть книга и позиционируется как семейная сага, рассказывающая о двух семействах - Гамильтонах и Трасках, я всё же считаю, что Гамильтоны являются скорее второстепенными персонажами, ибо они практически не влияют на ход повествования. Единственный член их семьи, который напрямую связан с сюжетом, это Самюэль Гамильтон. Его персонаж является своеобразным неунывающим старичком-изобретателем, любящим пофилософствовать в свободное от работы время. Мне он очень полюбился.
Забавным является и тот факт, что сам Джон Стейнбек, а также его отец Эрнест, мать Оливия и сестра Мери являются эпизодическими персонажами. Впервые встречаю книгу, в которой автор тоже является участником описываемых событий.
Но перейдем к главным героям. Братья Траск (Адам и Чарльз (Карл), Аарон и Калеб) являются прототипами библейских Авеля и Каина. Обычно я сторонюсь книг, так или иначе связанных с религиозной тематикой, но в данном случае автор очень аккуратно коснулся Библии и мастерски вплел аллюзию о двух братьях, что придало произведению особое очарование и своеобразную изюминку. Хоть Адам и Аарон по задумке являются положительным персонажами, но у меня они вызывали лёгкое недоумение. Не таких героев я ждала. Оба были достаточно предсказуемы, плюс, как говорится, "ни рыба, ни мясо". Даже настоящими мужчинами их трудновато назвать, настолько они несамостоятельны, настолько любят ныть и совершать необдуманные поступки, что порой от них воротило.
Чарльз (в другом переводе Карл) для меня действительно отрицательный персонаж, хотя порой его было даже жаль. А вот Калеб другое дело. Да, он тоже позиционируется как плохой человек, но это лишь в начале. Далее, по ходу повествования, он переходит к стадии балансирования на краю добра и зла. Как говорил Ли (один из достаточно важных персонажей), Калеб в равной степени наполнен до краёв и добром и злом, а что победит, что возьмёт в нём верх, зависит уже от него самого. Мне немного смешно, когда некоторые люди относят его к исключительно отрицательным персонажам, ставя его в один ряд с таким исчадием ада как Кэти Эймс. Не хочу никого обидеть, но по-моему люди, говорящие об этом, не поняли данное произведение. Ибо сам писатель неоднократно делает акцент на том, что Калеб другой, что он может победить зло в себе и приблизиться к свету. Я бы даже сказала, что он является символом, характеризующим грешника, желающего искупить свои грехи и стать на путь истинный. И финальная сцена романа это подтверждает.
Кэти... Ещё одна важная фигура, без которой невозможно представить эту историю, но существование которой заставляет мурашки бегать по телу. Это даже не человек. Трудно назвать человеком этого монстра. Впервые в своей читательской практике я встречаю настолько отрицательную героиню. Меня тошнило от неё и её поступков, но, в то же время, стоит признаться, что за ней было интересно наблюдать. Как говорит сам автор, Кэти родилась моральным уродом. Вот бывают такие люди. Внешне она была хороша собой, но душа у неё отсутствовала. А всё потому, что у этой девушки не было главного человеческого качества - умения любить. Кэти с детства ощущала, что ей чего-то не хватает, она понимала, что есть что-то, что отличает её от всех, но не могла понять, что именно. А это была любовь к ближнему. И вот она выросла, озлобленная на весь мир из-за отсутствия этого чувства. И все её грехи, всё её поступки из-за этого. Потому что она не умела любить и не знала как. Ничто не способно даже на миг смягчить эту озлобленную душу.Ну и конечно, стоит упомянуть Ли. Это прекрасный персонаж. Наверное он самый добрый, самый мудрый и самый рассудительный герой в данной истории. По крайней мере, таким он мне показался. Я всегда поражалась его мудрости и умению видеть людей насквозь. Сколько ценных советов и поводов для размышлений он дал Сэмюэлу, Адаму, Калебу, Абре! Без него семья Траск не смогла бы стать той, которой стала, без него они бы уже давно потонули в пучине бедствий. Высказывания Ли можно разобрать на цитаты, настолько они глубоки и полны смысла. Персонаж оставляет только самые тёплые воспоминания.
Ну вот и всё, больше я наверное не буду говорить об этом творении. Да по сути я практически ничего и не сказала. Вы должны сами прочитать и прочувствовать. От себя добавлю то, что я обязательно буду возвращаться к данной работе и неоднократно. Ещё так много хочется перечитать и переосмыслить! Я завидую белой завистью тем, кому только предстоит знакомство с данной книгой. Хотела бы я заново испытать все те эмоции, которые испытывает читатель при первом знакомстве с произведением:)
9200