Рецензия на книгу
Машенька
Владимир Набоков
Аноним2 февраля 2019 г.О Машеньке Владимира Набокова
Признаться, когда я думаю о любимых писателях, в их рядах теперь не последнее место занимает Набоков. Я признаю, что начать знакомство с ним с "Лолиты" было ошибкой. И я не жалею, что не смотря на свой страх напороться на извращения, я прочла "Машеньку".
Приятное послевкусие, долгое и терпкое, как у хорошего вина, заставило меня таки даже страничку создать на этом сайте, чтобы поделиться своими впечатлениями от истории Ганина с вами. Зная, что многие предвзято относятся к Набокову и его творчеству в общем, из-за "Лолиты" мое решение окрепло. Видимо, как и в те времена, когда она только издалась, мы не способны оценить ее. Но об этом уже в другой рецензии.
Вчера ночью я закончила читать "Машеньку" и я просто в восхищении. Это одна из тех книг, что нельзя бросать читать, чтобы насовсем не забросить, но так же одна из тех, о которых невозможно забыть. Не смотря на то, что описаний много, они по-настоящему живые, они бередят воображение, если вы только позволите себе "спуститься на воду", погрузиться в них с головой, довериться Автору. Обычно я пропускаю многие описания, потому что не в силах понять их, проникнуться их глубиной. Но здесь я читала каждую строчку с жадностью жаждущего путника вчитываясь в них до победного конца.
Я поражаюсь и восхищаюсь писателями, которые увидели в этом мире все то, что и мы видим, однако сумели все это описать. Да, Набоков дал названия таким явлениям, о которых я боялась писать в своих книгах. Он может сознаться в таком, в чем сознаться было бы... страшно. Может выразить словами действия, которые нынешние писатели будто бы намеренно упускают из вида.
А его наблюдения за природой! Ганина, который вовсе не Ганин (да, да, именно так!), на протяжении всего его житья в Берлине, сопровождает нежность или грубость окружающей его природы. Его воспоминания возвращают его в тени Стамбула и дождливые дни в России. А воспоминания Льва Глебовича Ганина составляют далеко не второстепенную роль в "Машеньке".
Честно сказать, глядя на название, я скептично отнесла его к рассказам "про любовь". Как, знаете, хвалебные оды барышне, которая как-то повлияла на жизнь главного героя. Но нет. Вчера ночью, дочитывая произведение, я просто была ошеломлена тем, как точно было подобрано название.
Это рассказ не о всей жизни Ганина, это рассказ о периоде его жизни. Это рассказ, снабженный живыми подробностями, виденьем жизни, воспоминаниями, лишенный суматошного экшена. Для меня было приятным удивлением видеть столь мягкий, гормоничный рассказ, где акцент, безусловно, сделан на морали. А мораль очень ясна и отчетливо очевидна. Это книга о человеке и о том, какую роль он играет в собственной жизни.
2187