Рецензия на книгу
Задверье
Нил Гейман
Аноним31 января 2019 г.Изначально мне очень сильно понравилось это слово - Никогде (Neverwhere), люблю я такую словесную акробатику. Но вообще-то я уже однажды принималась за это геймановское творение, но тогда оно было в другом переводе и называлось "Задверье", только бросила я его почти сразу. Не возьмусь судить, какой перевод лушче, может дело и не в переводе, а в моем читательском настроении.
В этот раз желания отложить книгу не было, но впечатления скорее двойственные. Кое-что понравилось, и даже очень, все-таки Гейман умеет создать атмосферу. Но какие-то моменты просто вызвали больше вопросов, чем ответов, и сильно снизили общее впечатление.
Почти сразу мы знакомимся с Ричардом, он-то и есть наш главный герой, с которым нам предстоит путешествовать по Нижнему Лондону, месту зловещему и в то же время притягательному (очень по-своему правда).
Ричард совсем молодой парень, ему чуть за 20, а смотрится он и того моложе:
Он выглядел совсем мальчишкой – с чистой белой кожей, темными волнистыми волосами и огромными ореховыми глазами, которые смотрели растерянно, будто его застали врасплох. Эта растерянность и делала Ричарда привлекательным (хотя сам он удивлялся, что девушки в нем находят).На мой взгляд, Ричард получился чересчур инфантильным. Для все-таки взрослого человека, который вполне успешно работает и собирается жениться, его вечная растеряннотсь-потеряннось граничит с умственной неполноценностью. Я не очень люблю таких персонажей, но понимаю, почему они так удобны авторам) Такого недотепу можно запихнуть в любой сюжетный финт, а все возникающие шероховатости и нелогичности прикрыть вот как раз этой недотепистостью. Ну вот к примеру, когда появляется Ламия, дочь ночи, как она себя называет. Притом, что и выглядит девушка очень типично - бледная кожа, ледяные пальцы, бархатный наряд и прочая атрибутика. Но все равно наивненький Ричард ни о чем не догадываясь идет с ней за ближайший угол посекретничать. Когда читаешь, то чувствуешь себя пятилеткой на детском утреннике, потому что хочется крикнуть: "Не ходи, она злая вампирша!"
Но это будет потом, а все злоключения Ричарда начались после того, как на улице он спас израненую девушку. Вопрос спорный, зачем незнакомку без сознания тащить к себе домой, а не вызвать, например, медиков и полицию. Тем не менее, незнакомка, которая
выглядела ужасно: грязная, окровавленная, бледная как полотно, очень худая. И одета странно. Множество слоев потертого бархата и рваных кружев какого-то удивительного кроя. Словно она ограбила зал истории моды в музее Виктории и Альберта, нацепила все, что удалось украсть, и теперь разгуливает так по Лондону. Волосы у нее были недлинные и, судя по всему, оказались бы рыжевато-каштановыми, если их отмыть.оказалась вовсе не простой бродяжкой. Леди Дверь из Дома Арков, вот ее полное имя, но обычно она представляется просто Дверью. Правда, никаких упоминаний о ее древнем роде среди лондонской аристократии не найдешь, ведь родом она из Нижнего Лондона, места секретного и полного опасностей. Но блин, весь пафос теряется, когда в очередной раз спотыкаешься об это имя - Дверь. У Геймана она Lady Door, то есть это авторская задумка, и англочитающие так же спотыкаются об эти Дверь-дверь (потому как обычных дверей там тоже много). Это просто очень неудачная находка, хотя говорящее имя девушки и обусловлено ее способностми, но лучше бы как-то обыграть в другом переводе она Д'Верь - более удачная, но всё же вольность переводчика.
Но видимо на названии креатив в этом направлении иссяк)После знакомства и завязки наших героев ждет стандартное роуд-приключение, но очень хорошо расцвеченное колоритными персонажами и действительно нестандартным и ярким миром (хотя... он скорее темный и зловонный, но действительно нестандартный). Гейман разошелся на всю катушку, так называемый второй план у него не нахалтурен, а проработан с душой.
Но самыми любимыми... нет, любимыми таких экземпляров не назовешь, но для меня это самое сильная сторона книги. Я про "сторону зла", которая обязательно должна быть, чтобы было кого побеждать (иначе кина бы не было - как говаривала моя бабуля). Без убедительного антогониста книга такого жанра будет пресноватой. Главного злодея вскрывать не хочется, все-таки есть некая интрига. Но вот эти наемные киллеры с многовековым опытом, я про Вандемара и Крупа, выглядят действительно устрашающе.
Сразу скажу, собеседников трудно спутать.
Во-первых, мистер Вандемар на две с половиной головы выше мистера Крупа.
Во-вторых, у мистера Крупа глаза бледно-голубые, а у мистера Вандемара – карие.
В-третьих, у мистера Вандемара на правой руке четыре кольца в форме вороньих черепов. Мистер Круп же не питает страсти к украшениям.
В-четвертых, мистер Круп любит красиво говорить, а мистера Вандемара больше интересует еда.И довольно комичная парочка, но их комичность такая жуткая, аж до мурашек. Круп болтает какую-то чушь, но в его болтовне проскальзывают такие милые подробности убийств, пыток и прочего садизма, что становится не по себе. Любитель покушать Вандемар, который все время жрет то живых щенков, то крыс и червей каких-то, вообще вызывает сплошное отвращение. Да, таких-то в любимые герои не запишешь, но именно они придают мощнейшую мрачную атмосферу всему действу. Когда герои спасаются от них, вяло сопереживать не получается: если эта парочка кого-то поймала, то придется читать про такие мерзости, что... лучше вы там чешите быстрее.
Подводя итог, это произведение местами довольно банальное и стереотипное, но всё же много таких находок и в персонажах, и в самом альтернативном мире, что всё таки "да". Но "да-да-да" у меня не случилось)
191,4K