Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Métaphysique des tubes

Amélie Nothomb

  • Аватар пользователя
    Natalli5 июля 2011 г.

    Как зритель, не видевший первого акта,
    В догадках теряются дети.
    Но все-же они ухитряются как-то
    Понять, что творится на свете.
    С. Я. Маршак.

    До этой книжки мое знакомство с Амели Нотомб ограничивалось только увиденным несколько лет назад фильмом «Страх и трепет». Фильм, в целом, понравился. Все проблемы главной героини на службе я списала на ее неопытность (ну вот не нашлось человека, который бы объяснил девушке, что на работу приходят работать, а не дружить, а сама она не знала), а отчасти из-за разницы в менталитетах. Чего уж, и у меня возникали проблемы, когда я молодым специалистом пришла работать. Рецензии на "Метафизику труб" как-то прошли мимо меня, иначе я была бы морально готова.)
    Читать взялась с хорошим настроением. Хотелось узнать: что же такого замечательного было в ее раннем детстве, проведенном на японской земле, что она вернулась сюда спустя много лет, чтобы работать переводчицей? А еще очень хотелось почитать из первых уст рассказ о том, как воспитывают маленьких детей в Японии, действительно ли им все позволено до определенного возраста?


    « В два с половиной года быть японкой в провинции Кансай – это значит жить среди неземной красоты и обожания.»

    -говорит Амели. Верю. Вначале все нравилось и все устраивало. Только немного напрягала нарочитая гипертрофированность, но я условно приняла ее. Ну, раз автор сама говорит про себя, что она овощ, пусть будет овощ, труба, так труба.) Пусть даже Бог. Все маленькие дети считают себя центром мироздания.
    Амели повезло, у нее была замечательная няня – японка Нисио–сан. Она называла свою любимую воспитанницу - Окосама – «Его Величество Дитя». Баловала, все позволяя, развлекала и все время убеждала ее, что она маленькая принцесса. Ну что ж, тоже нормально, до определенного возраста. Но такое ощущение, что после 5 лет ею больше никто не занимался и она так и пребывает в счастливой уверенности, что она - принцесса, и все ей должны.
    Но далее мое недоумение стало расти с каждой новой страницей. Да, у детей парадоксальное мышление, этим-то они нас, взрослых, удивляют и умиляют. Да, в детстве самые нелепые и неожиданные страхи, и, да, фантазия может далеко увести ребенка. Я даже не удивилась, что девочка не бросилась сразу звать на помощь, решив, что папе под землей не так уж и плохо, ведь ей не было и 3-х лет! Но вот что стало побешивать, так это то, как взрослая Амели додумывала и облекала в сложные философские рассуждения свои детские обрывочные воспоминания. Отчего такая милая поначалу сказка-быль о детстве стала превращаться просто в акт самолюбования. А девочка стала походить на какого-то психического урода. Верх всего – попытка самоубийства(!) ребенка. Будто она решила утонуть, потому что:


    «Жизнь-это и есть труба, которая глотает, глотает но никогда не насыщается. Что же ты выбираешь: жизнь и постоянно заглатывающих жратву карпов или смерть и обреченный на медленное загнивание мир цветов и деревьев?

    …Монолог, достойный Гамлета! Дальше - просто долистала…
    Впрочем, я поверила в то, что детство ее и в самом деле было счастливым, просто она очень бестолково и претенциозно рассказала о нем. А то, что она уже стала писательницей и так уверена в себе - заслуга все той же доброй няни-японки. Признаю, что в ее прозе есть обаяние непосредственности, беззаботности. Читается легко.

    27
    140