Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Наследник. Два бойца. По ту сторону холма

Лев Славин

  • Аватар пользователя
    Аноним28 января 2019 г.

    "Наследник" - первый дебютный роман Льва Славина (1896-1984), представителя "одесских левантинцев" (Олеша, Ильф, Катаев и др.), писателя нынче малоизвестного, а проще говоря, вообще неизвестного. Между тем одно то, что его перу принадлежит пронзительная повесть "Мои земляки", по которой снят культовый фильм "Два бойца", уже говорит о многом. Славин - великолепный, тончайший стилист со сверхъестественным чутьем языка - никогда и не купался в лучах славы, всю свою литературную жизнь выполняя публицистические задачи по пояснению текущих задач партии и правительства советскому народу. Однако перед тем, как поставить свой талант на службу родине, Славин написал один-единственный роман, блестящую элегию об упадке и разрушении империи, где жутким фейерверком вспыхнул его настоящий гений, его истинное писательское "я". Жар его воздействия таков, что поневоле писателю пришлось, образно говоря, тушить его водой, т.е. разбавить дерзкий одесский декаданс 1916 года большевистской унылой правоверностью. Как в финале сказки Иван-дурак по дефолту получает полцарства в придачу, так в советских романах героя неожиданно кусает Карл Маркс и он подается в красные командиры. Поэтому "Наследник" довольно отчетливо разделяется на две неравные части - гениальная и "остальная", где опасно воспылавший костер пришлось усиленно гасить пожарными средствами и потому концовка выглядит скомканной и менее блистательной по сравнению с феерическим началом. Это объяснимо, т.к. в 1931 году без данной обработки роман вряд ли бы был когда-либо напечатан. В прочем отношении "Наследник" является абсолютной вершиной романного жанра, где сгущение поэтических энергий потрясающее, а каждую фразу можно разбирать на курсах писательского мастерства. Занятно, что Славин уже тогда умел в постмодернизм, как говорится, до того, как это стало мэйнстримом - кажется, там у него герой внезапно осознает, что уже частично описан в пьесе Чехова.

    10
    338