Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сто лет одиночества

Габриэль Гарсиа Маркес

  • Аватар пользователя
    Аноним26 января 2019 г.

    С опаской подходила к этой книге и, если бы не игра, то неизвестно, когда бы я взялась за неё вообще. Заранее готова была запутаться в одинаковых именах и многочисленных родственных связях, однако — удивительно! — с этим проблем не возникло. Каждый персонаж этой истории наделён индивидуальностью, у каждого своя судьба, свои тяготы и радости, безумные увлечения, которыми они отдаются со всей страстью, и вечный поиск чего-то или кого-то, способного заполнить гложущую пустоту внутри. И лишь ошибки, передающиеся из поколение в поколение, которые с упорством повторяют мужчины с одинаковыми именами, и одиночество, с которым лицом к лицу сталкивается в определённый момент каждый Буэндиа, — общие.

    История охватывает чуть более века и рассказывает о развитии Макондо — от маленькой деревушки, затерянной в глуши, до шумного города, бурлящего празднествами и страстями, и о семье Буэндиа, которая сыграла большую роль не только в основании города, но и в его смерти. Жизни Буэндиа и Макондо неразрывно связаны: они вместе проходят через войны, изобилие и голод, пришедший с тремя годами дождя, через нашествие гринго и их спешное бегство после забастовки рабочих, большие и маленькие трагедии, дряхлость и старость в ожидании смерти, и разделяют гибель — в момент, когда город поглотит стихийное бедствие, умрёт и последний из Буэндиа, обреченных на сто лет одиночества.

    Безумно понравилось, как в книге тонко сплетены реальность и мистика, чудеса и простой быт, суеверия и предания. Получился очень увлекательный образец магического реализма, где у реальности весьма зыбкие и изменчивые границы, но всё происходящее воспринимается удивительно обыденно. Пугает же в равной мере и мистика, например, воображаемый дом с девушками, отдающимися за ненастоящую еду, эпидемия бессонницы, постепенно крадущей рассудок, и реальность — двадцать лет войны, расстрелы, массовое убийство безоружных людей на площади. Время в данной истории тоже не подвержено привычному ходу, а скорее представляет собой замкнутый круг, где то и дело повторяются слова, события, и призраки соседствуют с живыми.

    Единственное, за что я снизила полбалла, — некоторые персонажи были раскрыты довольно поверхностно. В общих чертах о рождении, жизни, более подробно — о первом вожделении, сексуальном опыте, иногда и о последующих, а затем — о смерти. Из-за этого не всегда было понятно, почему герой совершает тот или иной поступок, почему принимает решение. Наиболее нераскрытыми для меня персонажами остались Хосе Аркадио, сбежавший с цыганами, и его сын, носивший то же имя. И из-за этого долгое время от меня ускальзала причина их одиночества и последующей обреченности их потомков — детей, рожденных в нелюбви и живших в ней же. В книге довольно мало прямой речи и диалогов, что прекрасно показывает обособленность каждого члена семьи от остальных, гермитичное существование в доме, где много родных по крови людей, но ты неизменно один.

    Финал оставляет после себя горьковато-печальное послевкусие — неизбежное завершение целой эпохи, исчезновение рода и города, давно предрешенное и предсказанное старым цыганом.

    Содержит спойлеры
    31
    4K