Рецензия на книгу
Возвращение в Брайдсхед
Ивлин Во
Аноним25 января 2019 г.История упадка одной семьи
Я часто ловлю себя на мысли, что неплохо бы конспектировать впечатления от книг в процессе чтения. Начиная читать "Возвращение в Брайдсхед", я просто не могла не сделать этого
День первый
Я чувствовала, ещё не читая книгу, что она заставит меня плакать. Но не из сострадания или от боли, а от ностальгии по чему-то очень личному
Мне уже мало этой книги, настолько я провалилась в нее: роскошный дом, вызывающее рококо, фонтан с тропическими животными, автомобили с открытым верхом, винные погреба, уходящие вдаль холмы. Какое-то потрясающее полудремотное состояние. Такое чувство, что рассказчику все привиделось, и людей этих давно нет в живых. Собственно, может быть, так оно и есть?На этом мои записи обрываются. И вот уже закрыв книгу, что же я могу сказать? Теряюсь в собственном бессилии, потому что чтение оказалось бегом с горы.
Книгу я бы условно поделила на 3 части:
Первая и самая запоминающаяся - это знакомство и дружба Чарльза Райдера и Себастьяна Флайта, потомка аристократического рода Марчмейнов, владельцев родового имения Брайдсхед. Здесь все, как в лучших университетских хрониках: презрение к миру взрослых, обособленность, пытливые диалоги, стремление быть частью целого, непринятие рутины. Это было просто упоительно! Плюшевый мишка, как блюститель нравственности - очень по-студенчески."Возвращение в Брайдсхед", Великобритания, Италия, Марокко, 2008г.
Я вспомнила одну свою подругу из университета. Не по годам мудрая, умная и очень похожая на Эмбер Херд. Чуждая эгоизму и соперничеству она пила, резала вены (если ругалась с мамой, большооой блюстительницей нравственности) и никогда не предавалась унынию. Мы разошлись, когда пришло время ответственности, а ей отчаянно не хотелось этого. Я и сейчас пару раз в год получаю от неё короткие сообщения с поздравлениями - значит, жива - и отвечаю так же сухо и избито. А на мой вопрос во время короткого телефонного разговора "ты вспоминаешь универ?" я услышала горечь в голосе: "вообще не могу вспоминать". Я поняла, что она до сих пор ищет тайное место . О нем написала Тана Френч в своем одноименном романе. Только-только расставшись с детством и ещё не скопив увесистого бэкграунда, человек как никогда ощущает себя самим собой. Ему все по плечу, он щедр на эмоции, ему не с чем сравнивать и не о чем сожалеть. Эта пора и есть тайное место, куда, окончательно повзрослев, мы забываем дорогу. Многие, как я, вспоминают сначала просто как об эпизодах жизни, но с годами - как о чем-то ценном. А моя подруга - как о единственно важном в этой гребаной жизни. Но ни мне, ни ей туда уже не вернуться.
Началась условно вторая часть. Вектор сместился на жизнь Чарльза, прошлое задуло пеплом. Его друг зажил отдельной жизнью алкоголика и бродяги. Все как в жизни: дружба, где один тянет другого на дно, непременно должна закончиться, либо потонут оба. Себастьян признался ему много позже
(...) это приятная перемена, когда всю жизнь кто-то смотрит за тобой, и вдруг появляется человек, за кем тебе самому нужно смотреть. Только, разумеется, это должен быть совсем уж пропащий человек, если он нуждается в моем присмотреЧарльз увлёкся архитектурной живописью. Он уже успешный художник, муж и отец! Примерно здесь я начала испытывать читательское отвращение к нему. Если в первой части с лихвой хватало эпатажа Себастьяна, то во второй мне решительно недоставало в Чарльзе откровенности и действий. Я заскучала, я начала подозревать его в лживости, тщедушии и прочих пороках. Эта история с женитьбой, спровоцированной «похотью», выглядела малоубедительной, равнодушие к детям отталкивало, а творческой увлеченностью не пахло. Антони Бланш зрел в корень, сказав, что живопись Чарльза - не более, чем удручающая коммерция. А тот и не отрицал.
Для меня «Возвращение в Брайдсхед» стал вовсе не тем, чем, я бы хотела, он стал. Это просто история упадка семьи на почве религии. Мать, ярая католичка, требовала от детей и мужа соблюдения всех правил, предписанных верой. Кто-то принимал, кто-то бунтовал, кто-то смирялся. В условной третьей части семья, точнее, то, что от неё осталось, на время воссоединилась. Кто не верил - уверовал. Ну, а дальше разъехались, и каждый зажил своей отдельной жизнью. Позже я увидела отзыв о фильме 2008г., где автор возмущался, что героев изобразили гомосексуалистами. Если это так, а я об этом тоже не догадывалась, то многое становится понятным. История гея Чарльза, который не может признаться в горькой правде самому себе. Его очарованность другом и дальнейшая скрытая озлобленность на него, спонтанная женитьба - тут многое становится очевидным. И то, что в сестре он видел брата, проясняло уклончивость, которую демонстрировал Чарльз в отношении их потенциального брака. Может, в этом и состоит основной конфликт главного героя, которого мне так отчаянно недоставало? Потому что в обход этой темы, образ Чарльза Райдера вышел, мягко скажем, неубедительным. Если вычеркнуть его из книги, как героя, а оставить только как бесстрастного рассказчика, сюжет ничего не потеряет.
И пусть вопросов к автору осталось много, как семейная сага эта история выглядит вполне себе завершённой. Но меня лично начало книги готовило к чему-то более грандиозному...
12678