Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)

Михаил Булгаков

  • Аватар пользователя
    bookfriendlyc23 января 2019 г.

    Думаю над рецензией уже несколько дней... Что же написать о "Мастере и Маргарите", настоящем романе настоящего гения? Много слов сказано, множество мнений написано. Множество книг. Булгакововеды трудятся, не покладая рук. Филологи, литераторы пишут целые кандидатские и докторские диссертации.
    Куда же мне со своим скромным мнением? Да и мнение-то надо как-то опредметить в буквы, слова, предложения, а это не так просто. Нелегко зафиксировать взгляд в красно-зеленом булгаковском измерении.
    Ещё сложнее задача для меня, человека, считающего себя христианином, - рассуждать на темы веры, добра и зла, затронутые в романе.
    Тем не менее, я попробую изложить свой взгляд, может быть, несколько туманный и путаный. Скорее всего, он не вызовет согласия многих читателей, но, в общем-то, у меня и нет задачи угодить всем.

    Встречал тысячу и тысячу мнений, что роман многослойный, и с этим трудно не согласиться.
    Уровень первый - мистический приключенческий экшн, сопровождающийся историко-религиозной ретроспективой, о том, как нечистая сила творила свои непотребства в Москве начала XX века, готовясь к балу.
    Уровень второй, смысл которого в том, что глубокие теологические отсылки и современный мир - две стороны одного и того же метафизического явления. Параллели чувствуются и прочитываются, выводы о неизменности борьбы добра и зла не меняются.
    Уровень третий позволяет воспринимать роман Мастера как "Евангелие от Воланда". Дьявольское повествование о Христе наоборот, где суть христианства перевернуто с ног на голову.
    Уровень четвертый - Воланд = Сталин. Сохраняются предыдущие смыслы, но с политическим контекстом. Михаил Булгаков задействует Воланда как архетипическую тень культа Отца народов. Борьба с социалистами-богоборцами - это борьба с вытесненной религиозной потребностью первых лиц Страны Советов, уничтожение сверх-смыслов религии и философии через атеистическую пропаганда: вспоминаем "Канта на Соловки".
    Уровень пятый, который можно только ощутить, почувствовать своей душой. "Мастер и Маргарита" - это глубокая христианская книга. Христианство спрятано здесь настолько глубоко, насколько возможно в те времена. Собственно, в современности места любви и Христу немного. Из под завалов нечистот, пластов зловонной мистики светится истинная христианская любовь...

    Она обнаруживается в намеках, в деталях. Она существует в мимолетных сценах, которые как бы невзначай дают понять всю силу Бога, глаза Христа смотрят прямо в душу с распятия. Вспомним сцену, в которой Азазелло остановил крестное знамение.


    «…По поводу чего кричат бесы? Оказывается, по поводу старушки-кухарки, которая, увидев черных коней, уносящих души Мастера и Маргариты, подняла руку для крестного знамения. Вот тут-то Азазелло и “крикнул с седла”: «Отрежу руку!»

    Только это сводит на нет всю "фасадность" христианства, которую так пытался навязывать Воланд. Не могут бесы испугаться картонного бога, но боятся Бога истинного.

    По мнению диакона Андрея Кураева, роман "Мастер и Маргарита" является органичным продолжением "Фауста" Гёте, который, в свою очередь, продолжает Книгу Иова, то есть как бы дописывает сюжет спора Бога и Черта о душе человека. "Мастер и Маргарита" - это следующий уровень искушения. Целое общество атеистов становится игрушкой в руках Воланда, и в этом великое булгаковское предупреждение: "Безбожное общество - легкая добыча", и только в Боге есть надежда на спасение человека.

    11
    753