Рецензия на книгу
Жизнь взаймы
Эрих Мария Ремарк
Аноним23 января 2019 г.Ремарк - он такой... Ремарк
Далеко не первая книга автора, прочитанная мною. И далеко не лучшая у автора, кмк.
Почему-то именно сейчас мне захотелось ввести в свой лексикон определение "ремарковщина". Такое ощущение, что автор писал пародию на свои же собственные произведения. У него настолько специфический литературный почерк, что каждая последующая книга кажется слабее прочитанной предыдущей, потому что одни и те же ситуации и образы плавно перетекают из одной истории в другую. Вполне вероятно, что мне просто не повезло с последовательностью и пришлось двигаться по маршруту сверху вниз.
Я не говорю сейчас о его прозе на военную тематику, хотя в той или иной мере она присутствует во всех его произведениях. Я говорю о книгах, где герои живут либо до войны, либо после, либо между.
Здесь события "после". У Гг-оя свои воспоминания об этом, у героини - свои. Только почему-то именно в этой книге меня не зацепили их переживания. В этот раз Ремарк не стал раскрывать тематику жизни после войны, а просто пунктиром обозначил время и место. Упор был сделан именно на болезни девушки, сделавшей свой выбор в пользу яркой жизни под лозунгом "хоть час, да мой" вместо тихого угасания в шикарном санатории Швейцарии. В этом как раз героиня оказалась мне очень близка. Я понимаю чувства молодой девушки, вынужденной умирать где-то в горах. И я принимаю ее выбор, но... И вот это пресловутое "но" здесь все портит. Смертельный диагноз - не есть карт-бланш на игры с чужими душами. Нельзя доживать свою жизнь по принципу "после меня хоть потоп".
Мужской персонаж тоже получился не сказать, что неприятный, но какой-то слишком уж типичный для автора. Ну вот скучно, когда один и тот же образ тиражируется из книги в книгу. Опять не очень богат, со случайными заработками, живущий не по средствам, опять шикарная машина, опять алкоголь и женщины. Ску-у-у-учно.
Помимо всего вышеперечисленного для меня здесь оказалось слишком много пафоса и даже какой-то театральщины - когда на публику, с надрывом... Не увидела я искренности ни в ком - каждый живет так, как будто он один на всем белом свете. Герои эгоистичны и эгоцентричны. Не поверила я ни в любовь, ни в привязанности. Более того, по мере приближения к финалу во мне только крепла уверенность в том, что никто из этих людей не заслужил такого подарка как Любовь. Вполне вероятно, что автор этого и добивался, кто знает...
Кроме того, я заметила, что чем старше становлюсь, тем большую неприязнь вызывает ремарковская эстетика греха - слишком легкое отношение к любви, слишком много алкоголя, слишком свободные отношения. Когда-то мне казалось это его фирменным шиком, потом грустной автобиографичностью, а сейчас - какой-то зеленой тоской о том, что "все могло бы быть по-другому..." (с)Безусловно, в этой книге есть все то, за что автор любим миллионами читателей - и афористичность текста, и богемность персонажей, и легкость восприятия. Только здесь все это меня оставило совершенно равнодушной, увы.
825,2K