Рецензия на книгу
Лезвие бритвы
Иван Ефремов
i_amkate21 января 2019 г.Интересные факты и идеи в бульоне из советской идеологии
Совершенно нетипичный для меня автор. Книгу взяла по совету подруги, которая очень рекомендовала сначала ознакомиться с биографией писателя, что я и сделала. Однозначно могу заметить, что жизнь Ефремова до начала литературной карьеры, была куда занятнее, чем его произведение, по крайней мере для меня.
Что мы имеем. Крайне эрудированный советский человек, работавший палеонтологом и имеющий, внимание, сталинскую премию!!! (естественно не за литературные таланты) уходит «с полей» и садится за написание полу фантастических и фантастических романов. Объем «Лезвия бритвы» впечатляет — 1 000 страниц! Довольно продуктивно для новичка.
Первые 200 страниц не происходит ровным счетом ничего. Да, автор описывает каких-то персонажей, знакомит нас с Гириным (которого я посчитала главным героем), делится интереснейшими фактами, вопросы, составленные из которых можно отправить на «Что? Где? Когда?». Но сюжет пуст от слова вообще. То есть, прочитав 1/5 объема книги не произойдет ничего важного для развития событий.
Зато. Гирин чудо-доктор, чудо-искусствовед, чудо-психолог. Все, к чему он прикасается сразу начинает работать и исправляться, люди выздоравливают, многие вдруг осознают истину, женщины падают к его ногам. Мерзко, да? Но в целом, персонажа не слишком ненавидишь, поскольку именно в его монологи вкладывается довольно интересная, хоть местами и поверхностная информация.
Гирин этакий непогрешимый супермен, который ради дела идет против системы, готов рискнуть карьерой, а порой и жизнью (кстати, своей)). Интрига завязана на вступлении, где речь идет о неком редком камне. Этот же камень появится во второй части (об этом позже), но читая первую часть, Вы можете забыть о редких камнях и камнях в принципе, к ним оно никакого отношения не имеет (кроме того, что там был Гирин).
Из того, что меня отвращает. Пропаганда советской власти, советской идеологии, советской системы ценностей. Да, Ефремов советский писатель и советский человек, но сцены, которые будто специально включены в книгу ради советской пропаганды встречаются постоянно (сцена в библиотеке, где Гирин восторженно заявляет, что СССР справилось с этим ужасным мракобесием, уничтожающим красивых женщин (это он про христианство). То, что Сталин сгноил десятки, если не сотни тысяч красивых женщин в конц лагерях автор дальновидно умалчивает. В подруги он выбирает гимнастку, которая в 28 лет все еще не закончила спортивную карьеру (так бывает вообще?) и все еще выступает в соревнованиях минимум в масштабах страны (ее по телику показывают).
И этим лицемерием пронизана вся книга. Герой разоблачает невежество, ханжество, дурной вкус и неверный образ мысли, при этом диктуя свой — в целом не столь дурной. Разве плохо быть подтянутым и заниматься спортом? Конечно, хорошо! Согласны? А теперь, ровными рядами следуем на строительство светлого будущего в самой свободной стране мира!
Некоторые сцены наивны до ужаса. И ладно бы это все ради сюжета! Чтобы сошлись интересные линии повествования можно простить даже, если близнецы найдут друг друга в туалете по родинкам на попе. Но Ефремов вводит просто странные истории, высосанные из пальца, чтобы посеять советскую идеологию.
Например, сцена в библиотеке. Девушка Сима, зная Гирина 5 минут, рассказывает о личной трагедии своей знакомой — ведь Гирин так хорошо разбирается в психологии. О чем еще поговорить на первом свидании, как не о каком-то козле, которого даже Сима знает, только со слов (внимание) подруги подруги? Эта странная сплетня, так требующая консультации, введена в повествование с одной целью, герой и героиня должны обсудить страшные религиозные верования, вернее говорить будет герой, а героиня лишь картинно ужасаться варварству христиан и просвещенности советского человека.
Но самый сок не в этом. Персонажи приходят в центральную библиотеку, где им запросто на руки выдают книгу «Молот Ведьм» 15 века, с которой они весьма брезгливо обращаются, поскольку Гирину даже прикасаться противно к этому мерзкому фолианту. Не знаю, что больше поражает, личная неприязнь героя к книге, как объекту, или то, что музейный экспонат выдают на руки кому не попадя, чтобы каждый советский человек мог выказать свое презрение к инквизиции.
О, чуть не забыла. История знакомства Гирина с женщиной-статуей Анной. Вероятно персонаж Анны сыграл некую роль в его жизни, о которой нам пока не поведали. Молодой студент медицинского вуза приезжает в деревню, где селится у этой самой Анны, мать который впала в нервный паралич (этот диагноз юный Гирин ставит моментально). Знаете, как излечить нервный паралич? Нужно нервное потрясение.
Он решает инсценировать нападение бандитов (которое и ввело пожилую пациентку в оцепенение — типа клин клином), и без труда находит себе толпу помощников, соглашающихся претвориться бандитами и напугать ночью тетку покушением на ее единственную дочь. Да, да — именно так по сюжету и происходит. И да — срабатывает!
Минуту назад тетка говорить и глотать не могла, а тут заголосила и пошла своими ногами! А через неделю так вообще и жирком обросла - хоть в столицу уезжай. И да, конечно, все тут же перебираются в Москву. Мрак!
Образ действий главного героя всегда один. Гирин находит толпу слушателей (это могут быть случайные люди, но чаще всякие деятели искусств, геологи, доктора...) и начинает нести «слово в массы». Кончено, все кивают, но находится некий не согласный — чаще мерзкий старичок, к которому сразу не испытываешь симпатии. Он начинает возражать и даже пытается оскорбить нашего героя. Но тут Гирин находит мега-аргументы, в ответ на которые оппонент стыдливо ретируется. Аплодируем. Аплодируем. Кончили аплодировать.
Ну вот, к примеру, сказ о том, как Гирин проник в больницу и излечил молодого человека от смертельно опасной болезни. Врачи сначала недоверчиво относятся к предположениям героя, который ставит диагноз на основании некого странного факта из биографии юноши (что он в депрессии был). А потом о чудо. Пациент здоров. Аплодируем. Аплодируем. Кончили аплодировать. В этот раз стоя!
В какой-то момент персонажи за каким-то фигом летят в Крым. Путин был бы ими доволен. В Крыму не происходит ровным счетом ничего. Реально ничего. И герои возвращаются обратно. Плюс 50 страниц к объему книги.
Если по первой части меня смущало отсутствие сюжета, но наличие осмысленных фактов как-то уравновешивало данное обстоятельство, то вторая часть написана для подростка. Она настолько насыщена какими-то фантастическими событиями в жанре приключений и несуразными диалогами, что реально кажется, что Ефремов просто вписал кусок детской книги во взрослый роман.
Пара слов о сюжете. Нищий художник и его нищая подруга набирают команду нищих единомышленников и плывут искать алмазы куда-то в сторону Африки, где закрытая зона/запрет на подход к берегу/полиция стреляет и сажает/уже десятки искателей были пойманы и сгинули.
Ну в общем эта разношерстная толпа (они, кстати, итальяшки, но с очень советской идеологией), конечно, плывет туда по рисованной карте, которую капитану подарил некий матрос с формулировкой, что ему не надо. Класс! Дальше все, что будет происходить, также представляет собой набор нелепых событий.
Нелепые поиски алмазов, нелепое столкновение с полицией, нелепая случайность, когда аквалангисты находят корону с серыми камнями. Ну собственно все. Что произойдет дальше, спросим у тех, кто рискнул читать до конца!
Я не читала других произведений Ефремова и вероятней всего никогда их не прочту. Это не увлекательный роман с нелепыми, надуманными сюжетными поворотами и всего одним проработанным персонажем Гириным, которого автор вероятно писал с себя.
Также слега напрягает столь резкое смешение стилей в одной книге: от многостраничных диалогов про приматов, к детской приключенческой сказке про поиски сокровищ. 3-юю и 4-ую часть не осилю точно))
254,5K