Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вся жизнь впереди

Эмиль Ажар

  • Аватар пользователя
    Аноним21 января 2019 г.

    Прочитав книгу «Вся жизнь впереди», я сидела слегка растроганно-расстроенная и будучи сентиментально настроенной, собиралась написать рецензию о том, что любовь царит в нашем мире, а примеры взаимопощи, взаимовыручки, благородства и т.д. можно найти в любом обществе, в том числе, и на социальном дне (что, впрочем не неожиданность и не ново). Но эффект от романа держался недолго, рациональная часть меня заголосила, так что буду про другое.
    Итак, название. «Вся жизнь впереди» - это то, что обычно говорят нам, когда утешают в связи с неудачами. Расхожее выражение, стереотип, потерявший свою силу ввиду затасканности. Кто-нибудь верит этим «вся жизнь впереди», если говорящий не вкладывает в них сильную эмоцию и не раскрывает этот стереотип? Я – нет. И тогда нужно понять, называя так книгу, Эмиль Ажар действительно имел ввиду ровно то, что это выражение означает, или это такой сарказм, насмешка? Герои неминуемо стареют, теряют себя и свой разум, умирают, а мир идёт по накатанной. У кого впереди жизнь? У человечества в целом – да, у конкретных героев романа – её осталось немного или не осталось вовсе, а та часть жизни, что осталась – скорее всего, не благополучие, а борьба, болезни и немощность. Да, мы видим, что у людей этих свои маленькие миры, в котором они бывают и счастливы, и дружат, и любят, и надеются на лучшее будущее. Но статистика неумолима: и они, и их дети, скорее всего, останутся в том же положении, в котором и находились; социальный лифт работает плохо, люди из одной страты редко переходят в другую. Это не означает, что не надо надеяться, но это значит, что мальчик Момо вряд ли вырвется куда-то в прекрасную новую жизнь, о которой и он, и другие для него, мечтают. У него нет нормальных документов, образования, специальных навыков, а также семьи. Кроме того, лично мне кажется важным вопрос о его психическом здоровье и интеллектуальном развитии, потому что он, ммм, немного недоразвит для своего возраста. Это следствие запущенности, полное отсутствие какого-либо обучения, но это есть. Более того, представим, что Момо попадет в нормальную семью, в которой его отправят учиться, догонять сверстников. Сможет ли он серьёзно заняться учёбой, погрузиться в неё? Ведь учёба – это не только интеллектуальные усилися, это ещё и банальная усидчивость, концентрация внимания. Для этого нужна мотивация, которая, правда, у Момо, возможно, есть, ведь он думал о том, что неплохо было бы стать писателем. Насколько серьёзны эти мысли, мы не знаем. На самом деле мы в принципе мало знаем о Момо, кроме тех деталей, которые автор намеренно нам подсовывает. Всю книгу у меня было ощущение, что от меня что-то скрывают, что мне показывают персонажей не полностью, а только так, чтобы вызвать определённые эмоции. Мы ведь весь роман видели глазами Момо, и непонятно, это Момо воспринимает мир настолько фрагментарно и сконцетрированно на каких-то конкретных вещах, или он что-то нам недоговориват, или это автор что-то нам недоговаривает. И ещё я не понимаю, к кому в конце книги обращается Момо. Явно не к мадам Надин или её другу доктору Рамону, поскольку говорит о них в третьем лице. При этом Момо упоминает, что его привезли к его собеседнику (собеседникам), поскольку записка с его номером и именем была у него в кармане, а записку ему давали как раз мадам Надин и её друг. Всё это очень странно, хотя, возможно, это просто такая манера речи и на самом деле Момо обращался именно к мадам Надин и доктору Рамону. И ещё одна вещь, которая меня зацепила, и которую я не могу уложать в хронологию истории – это слова Момо в начале книги о том, что их с мадам Розой знакомого сутенера убьют, в то время как в дальнейшем он появлялся живым, и про смерть его не было сказано ни слова. Возможно, его убили ближе к концу истории, когда у Момо были более важные дела, и поэтому он упомянул об этом только один раз. Но зачем эта деталь вообще нужна была в романе, я не понимаю. Ладно, представим, что это просто рассказ Момо, поток мыслей, сдобренный большим количеством деталей, не имеющих отношение к делу как к таковому. Тогда, конечно, вообще сложно предъявить какие-либо претензии к автору, потому что всё можно списать на персонажа, тем более, если учесть, что психический статус Момо нам неизвестен. Как минимум у него был, если не психоз, то психогенное расстройство точно, хотя, если учесть, что в конце истории Момо явно не оценивает свои действия критически, я бы поставила на психическое, а не психогенное расстройство.
    В целом не могу сказать, что книга мне понравилась, потому что, с одной стороны в ней было слишком много слёзывызывательных моментов, а не люблю, когда на мою сентиментальность давят такими приёмами, а с другой – каких-то оборванных линий, лишних людей, которые по сути никак не способствовали развитию сюжета, а просто были фоном. Но читать было интересно, и я об этой истории потом ещё действительно думала, пыталась понять, сделать её для себя более ясной и структурированной. Ну, и люблю, когда из книги получаешь какой-нибудь неожиданный маленький фактик: здесь это выражение «орлеанские слухи».

    ДП-2019, "Красная стомпа"
    Предугадываю я события обычно так себе, но пусть будет 1,5 балла, должна же я хоть раз угадать.

    8
    1,1K