Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Снег на кедрах

Дэвид Гутерсон

  • Аватар пользователя
    Helena199619 января 2019 г.

    Это мог быть роман о нас с вами, о том, как порой жизнь нас ставит в такие условия, когда не выбрать мы не можем, но наш выбор ведет уже в другую вселенную, там. где уже не будет того, что могло бы быть. Жизнь - это лотерея, и подчиняясь ее законам, мы ведать не ведаем, куда повернет штурвал у этой лодки, называемой как угодно: жизнь, судьба, рок...

    Но автор еще подбавил остроты в роман, сделав его еще и детективом, посвященным раскрытию случая смерти. И вот на фоне судебного заседания, цель которого - доказав преступление подсудимого, осудить преступника и заодно раскрыть убийство, перед нами проходят судьбы семей убитого, обвиняемого и всех причастных если не к событиях, касающихся убийства, но к событиям предвоенных лет, событиям 1942, 1945 годов, в которых запрятаны узелки, ведущие к событиям 1954-го, свидетелям которых мы и оказываемся.

    Кто будет спорить, что для Америки события 1942 года, когда после бомбежки Перл-Харбора все живущие в стране японцы были практически насильно перемещены в лагеря для интернированных, отзывались и после войны, и спустя 20 лет, да и наверно, больше?!

    А тут небольшой американский островок Сан-Пьедро, но как в миниатюре, мы видим, как те события колыхнули и ударили по людям спустя столько лет. Маленький остров как срез большого мира, Америки в целом. Японцы до Перл-Харбора были такой же частью Америки, как и эмигранты из других стран. Но война расставляет так, как только ей ведомо.

    Жизнь, случается, выдает сюрпризы тогда, когда ты их совсем не ждешь. Но и виновного найти тоже не получится, потому что когда начинаешь рассматривать всю картину в целом, остается сделать вывод, что виноват каждый. Или же не виновен никто. Так вершится судьба.

    Но и фигура молодого японца сначала кажется простой и обычной, потом появляются все новые штрихи, мы узнаем, что он является потомком самураев и с 7 лет он под руководством своего отца изучает боевые искусства самураев, читай - и их философию жизни, стойкости и в то же время непротивляемости судьбе, року. Именно так он и рассматривает обрушившиеся на его голову обвинение в убийстве и замаячившая кара в виде смертной казни, которую он, вернувшийся с войны и вынужденный там убивать, воспринимает как кару за те убийства.

    Только почему же именно он стал обвиняемым по этому делу? Только потому, что обстоятельства его жизни складывались так, что он стал единственным кандидатом на эту роль? Или то, что он японец, тоже склонило весы в пользу обвинения его в убийстве?

    Тут надо, наверное, вспомнить наших поволжских немцев, и представить, как им жилось в годы войны. Лишения, смерть, голод, холод - это все было у всех, но им приходилось терпеть еще и отношение окружающих как ко врагам, не везде, но логично же ненавидеть немца, пусть он только по крови уже немец, не правда ли?

    Но несмотря на нелегкие повороты сюжета - или благодаря им - история примечательна! Так преподнесены все вроде отдельные истории, но они неминуемо сложатся в конечном счете в тот самый пазл. Сложатся не только благодаря своей неминуемости, но и тому, как выверено точно звучат рассказы, мы слышим эти голоса, мы видим эти истории, мы чувствуем именно так, и все тона и полутона, оттенки и звуки, ветром принесенные ароматы запахи и мысли, загнанные в междустрочья - именно они ведут нас верным путем.

    И чувства, эмоции, любовь, война, ненависть, чувство справедливости и несправедливости, гордость, боль, тоска, желание жить во имя чего и трудиться, любовь к родителям и любовь родителей, все это так перемешано, как в горниле таких разных судеб, отношений, и конечно, далеко не в последнюю очередь - просто порой другая культура, которая волей-неволей периодически служила катализатором.

    9
    536