Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Locke & Key, Volume 1: Welcome to Lovecraft

Gabriel Rodriguez, Joe Hill

  • Аватар пользователя
    angelofmusic19 января 2019 г.

    У старых грехов длинные тени

    Этой книги я долго боялась. Прочитала первую страницу в ознакомительном отрывке. Парочка молодых людей с явными признаками вырождения на лице приехали к жене своего учителя, а в их грузовичке еле прикрытые брезентом, отдыхает парочка трупов. И мне довольно долго казалось, что это такие "Соломенные псы", где действие мгновенно начинается со старого-доброго ультранасилия, а рисовка - ну, капельку приближена к реальности, чтобы Gorillaz не отсудили сразу все доходы. Для кого как, но для меня Джо Хилл автор неизвестный, всё, что я знаю, так один из сыновей Кинга посоветовал ему концовку в "11.22.69" и за это я сама готова устроить ему хоррор в одном отдельно взятом ДНК. Но, как ни странно, комикс оказался настолько хорош, что я не успокоилась, пока не прочитала все шесть томов, включая дополнение. И да, если кто не в курсе, я терпеть не могу Лавкрафта...

    На самом деле самым первым приятным ощущением было то, что реакция персонажей нормальна. Нас не поместили с первых же паналек в сознание маньяков-дегенератов, а стали показывать скорбь старшего сына Локков, среди флэшбеков с которым и выяснилась кровавая история, приведшая к смерти отца. Семья собирается и уезжает из Сан-Франциско в семейный дом Локков, где сейчас живёт младший брат отца - дядя Данкан. Однако, когда уже начинается сентябрь и школьная жизнь, один из оставшихся в живых маньяков сбегает из психиатрической лечебницы в поисках семьи. Его ведёт древнее зло, живущее в доме Локков. Никто не знает, что в доме Локков есть старая магия, лишь малыш Боди находит ключи, которые дают доступ к тем или иным магическим действиям.

    Это типичная сказка о семье детей, которые приезжают в новый дом и сталкиваются с магией и с древними силами, которые надо победить. Отличие одно - гибель персонажей первого и второго плана вполне реальна, потому и сопереживание выше. Да ещё и надо добавить фирменный стиль семейства Кингов - умение подавать драматические моменты. Ни один из них не выглядит слёзовыжималкой, всё сдержанно, как сдержаны и сцены насилия.

    Казалось бы комикс идеален, но на самом деле минусы очень велики. Сразу скажу главный минус. Для меня он ОЧЕНЬ главный. В этой вселенной нет психотерапевтов. Их погибший отец - школьный психолог, психиатрические клиники тут в полный рост, однако, никто не почешется, чтобы отвести пару подростков,их младшего братишку и мать, пережившую изнасилование и убившую насильника, к терапевту. По ходу дела им придётся не раз столкнуться с убийцами и убить их собственными руками. Граждане, даже в восьмидесятые их бы всех посадили на антидепресанты, а тут действие где-то в 10-11-м, их бы пинками погнали лечиться. И это помогло бы избежать многих проблем. Да, для вас это, скорее всего, не минус, но мне это сильно подрывало реалистичность мира.

    Вообще складывалось ощущение, что я читаю не про изнеженных американцев, а хронику происшествий откуда-то из нашей глубинки. "В тот день моего отца трактором зажевало, я тянул и Петрович тянул, но вот только ботинки целые и остались, а скелет в хлам. Скорая останки в город увезла, а я домой пошёл, только сел пообедать, как пьяный в хлам отчим заваливается, изнасиловал меня, я ему лопатой башку и снёс, настроение у меня такое было. Стою, смотрю на труп, день не задался, думаю". Не, я, конечно, не требую уровня "Тринадцатой сказки" ("я узнала, что у меня была сестра-сиамский близнец, и решила посвятить свою жизнь страданию"), но как-то в американском соврпыре подростки сильнее страдают от смерти родителей, а эти спокойно так, "двигаются дальше", свиданки там... Вроде Джо родился, когда у Кингов как-то получше было с деньгами, так бы я поняла, если бы его детство пришлось на роднящее его с нашей страной прошлое в виде бухающего преподавателя-отца без копейки денег. Но, видимо, общее детство детей семьи Джо всё равно представляет сурово, вроде как Табита Кинг готовит для старшеньких из тех немногих продуктов, что есть: "Сегодня, дети, будем есть то, что вы наловили - двух дохлых ворон, сачок мух и отгрызенная у почтальона нога".

    Но если отвлечься от того, что можно назвать придирками, я остановлюсь на главном минусе - герои тупят. И это системная ошибка, потому я рассмотрю её подробней и серьёзней. В своё время фильм "Крик" произвёл фурор тем, что во вселенной фильма признали, что фильмы ужасов существуют. И, заметьте, это был ужастик, а не комедия. Выявили правила, определили действия маньяка (потом всё до логической идеальности доведут в "Хижине в лесу"). В "Ключах Локков" герои действуют так, будто других сюжетов "дети и магическая хрень" не существует. Они совершают все стандартные ошибки как детских фэнтези книг, так и ужастиков. И этот двойной вал сильно давит на психику читателя в лице меня. Эффект "Не входи в эту дверь" был у меня включён перманентно. В одной рецензии сказали, что автор не определился с целевой аудиторией. Но на самом проблема ещё глубже - автор захотел скрестить жанры и на самом деле отнял у основного сюжета очень важную составляющую.

    В прошлой рецензии (на комикс "Последнее искушение") я пересказывала концепцию, что настоящий хоррор должен быть детективом. И на самом деле в доме Локков есть тысячи вещей, чтобы поискать. Во-первых, те самые дополнительные ключи (когда они найдут ключ, показывающий прошлые события, поймут, что он был самым важным). Во-вторых, объяснения, как действуют ключи, их плюсы и минусы. В-третьих, и это самое главное - ту самую колдунью, которая выбралась на свободу, которая хочет убить их семью. И что во всём этом поможет? Разумеется, поможет прошлое отца. Сложно его расследовать? В маленьком городке, где все друг друга знают? Смеётесь? И вот тут всё очень и очень плохо.

    Рядом с их домом есть пещеры (довольно сюжетообразующие), где когда-то на стене отец и его товарищи оставили имена. Кинсли там чуть не убивает массу друзей, пока пытается посмотреть на эти имена. ЗАЧЕМ? Почему не зайти в учительскую и не попросить школьные альбомы? Ведь весь комикс пронизан духом 80-х (недаром история отца произошла в 88-м году), в каждом ужастике, начиная с "Кошмара на улице Вязов" есть линия с "посмотрим старые школьные альбомы". Я согласна, что первые пару томов Локкам было не до этого. А потом писателю не захотелось отказываться от линии - злодей рядом. И Локки начали тупить. В этих же пещерах погиб народ, как раз в 88-м. Эй, они все были учениками вашей школы, придурки!

    А дело в том, что Хиллу захотелось соединить с ужастиком молодёжную драму. Любови, измены, глупости молодости. Нет, мой милый. Нельзя было сводить комикс к "по молодости все делают глупости". Эта линия была отдана отцу Локков. У него была беззаботная жизнь, он имел право на глупости. А эти дети пережили убийство отца, которое произошло практически у них на глазах, они пережили второе пришествие маньяка и на них временами надают магические сучности, которые, как они точно знают, посланы злобной ведьмой, чтобы их всех убить. Они не будут в это время заняты свиданками, их будет мучить вопрос выживания и защиты младшего брата. Они будут сидеть и всеми силами пытаться спалить, что за история была у отца в молодости, а если не у него, то кто эта ведьма, где она обитает и как смолотить её к чертям собачьим.

    Мне кажется, эту линию не все отмечают сознательно. Она остаётся подспудным неудовлетворением. Что-то не то, что-то не то. Да, Хилл отлично удерживает эмоциональное напряжение драмой, но эти мыслишки продолжают царапать. Меня вообще удивило, как много оценок именно 4,5. Может, не каждый хочет задумываться, где именно не сработало, но большинство чувствует именно вот это - где-то сцена оставила болезненные ощущения.

    Потом слишком много убитых среди тех "кого жалко". Их особенно много ближе к концу сериала. Сам Стивен Кинг такого не допускает. Если за кого-то сжалось сердце, оно должно разжаться, мы должны выдохнуть, почувствовать катарсис. Мы же верим, что эти люди существуют. И я сейчас даже не про второстепенных героев (кого-то жалко, кого-то совсем нет), а про эпизодических. Вспоминаю из "Как писать книги" про признание Кинга в том, что ему написали массу писем про жестокое убийство собаки в "Мёртвой зоне". Он может отвечать читателям сколько угодно, что собаки никогда не существовало, всё это плод его вымысла, но, вроде бы, он если не понял, то ощутил, что каждая смерть эпизодического персонажа должна быть оправдана, иначе читатели пригорают. У Хилла, судя по всему, такого опыта не было, потому он отправляет эпизодических к праотцам, оставляя читателям ощущение несправедливости, проигрыша. И эти ощущения накапливаются.

    Это было бы абсолютно прекрасное произведение, на пятёрку с тремя большими плюсами, если бы слегка переписать его. Надеюсь, что Нетфликс, который собирается снять сериал, внесёт изменения. Пусть младших Локков он заставит жить настороже - они семья, пережившая травму, они не могут весело прыгать по травке и выполнять одновременно обе взаимоисключающие функции - "перенёсшие тяжёлый психологический шок" и "совершающие глупости от беззаботной молодости и полной безответственности". Не надо в таких количествах убивать эпизодических героев, слишком много насилия нивелирует каждую смерть - хотите драмы, лучше выжимайте каждый значимый эпизод (а их много), чем экранизируйте каждую эпизодическую трагедию. Поскорее спалите Главного Злодея, можно добавить в канон эпизод с тем, как он прячется, что будет намного интереснее, чем "нуууу туууупыыыые американские подростки". Прячется, наносит удар исподтишка, прячется очень хорошо, а не "не прячется, спалился, нанёс удар так явно, что не догадаться о происходящем могут только нуууу туууупыыыые Локки, остальные бы допёрли".

    И при всём том это очень эмоциональные горки. Есть великолепно проработанные персонажки, вроде девушки-мажорки Джордан или умственно отсталого Руфуса. Ах да, как же я обожаю заодно дядю Данкана, жаль, что его ужасно мало! Потрясающий креатив в виде этих ключей (хотя, спорить могу, просто переработали идею "Потерянной комнаты" и допилили её до совершенства). В комиксе подняли вопросы нетерпимости Особенно завидую тем, кто будет читать дополнение про ключ, который открывает Луну. Красочное, завораживающее зрелище. Если будет с хорошей полиграфией, хватайте и покупайте - бонус стоит всей саги. Общую оценку мне дать сложновато. Да, в целом, это прекрасно, автор - блестящий, художник - талант, но... но... но этот комикс мог стать лучшим. У него были все задатки. Но автор сделал так, комикс стал прекрасным, но чересчур неидеальным.

    58
    1,2K