Рецензия на книгу
Nine stories
J. D. Salinger
Аноним18 января 2019 г.Разбор каждого из рассказов
На рассказы Сэлинджера ложится тень Второй мировой войны, где-то более выражено, где-то менее. Каждый рассказ, как и все, что пишет Сэлинджер, выглядит вырезанным кусочком жизни.
Я не буду в сюжете указывать концовки рассказов, иначе все испорчу. Каждый из них заслуживает отдельно внимания.«Хорошо ловится рыбка-бананка» («A Perfect Day for Bananafish», 31 января 1948 г.)
Сюжет:
Молодая супружеская пара отдыхает в гостинице на побережье Флориды после того как супруг Симор вернулся с войны. Супруга Мюриель, говорит в номере по телефону с матерью, выслушивая ее переживания по поводу ментального здоровья Симора, который тем временем общается с маленькой девочкой Сибиллой на пляже: рассказывает историю о банановых рыбках, которые едят бананы, заплывая для этого в пещеру.
Смысл:
Существует множество различных интерпретаций рассказа, вплоть до диаметрально противоположных точек зрения. Какой конкретно смысл заложил Сэлинджер мы никогда не узнаем, по этому попробуйте для начала прочесть и прочувствовать, а затем при желании ознакомиться с другими версиями (они могут сильно удивить). Во многих есть сексуальный подтекст.
Первое, о чем я подумала после прочтения, что человек прошедший войну не может вернутся к обычной жизни: ужасы прошлого никуда не уходят даже в мирное время. Вокруг все ведут себя как ни в чем не бывало, им не понять, и возможно легче просто уйти.«Лапа-растяпа» («Uncle Wiggily in Connecticut»)
Сюжет:
Мэри Джейн приезжает к Элоизе, они садятся в гостиной, беседуют и пьют. Элоиза зовет свою дочь, Рамону, поздороваться. У Рамоны есть воображаемый друг Джимми и это крайне раздражает мать. Подруги засиживаются до поздна и Мэри Джейн остается ночевать. Элоиза вспоминает о своем погибшем возлюбленном Уолте, который был заботливым, с хорошим чувством юмора и в целом очень милым. Однажды они спешили на автобус и Элоиза потянула связку, тогда Уолт произнес жалея: "Бедный мой лапа-растяпа!".
Нынешний муж Элоизы, Лью, не такой, с ним не поговоришь. Перед тем, как они поженились, он говорил, что обожает романы Джейн Остин, а потом выяснилось, что он не прочел ни единого ее рамана. Говорит, что у него есть одна любимая книга, но Элоиза так и не смогла ее нигде найти.
Между разговорами появляется Рамона и говорит, что Джимми сбила машина и теперь у нее новый друг, Микки.
Концовка:
Рамону укладывают спать, но она отказывается ложиться посередине кровати, ведь нужно оставить место для Микки. Мать кричит на дочь, силой кладет ее посередине, а потом начинает плакать сама и повторяет раз за разом: "Бедный мой лапа-растяпа!".
Смысл:
Элоиза считает, что ее никто не понимает и совсем не замечает, что ее дочери не хватает внимания, что она - копия матери. Рамона замкнута в себе, ее зрение падает еще больше ограждая от окружающего. Когда умирает Джимми, Рамона сразу находит Микки, как и Элоиза выходит замуж за Лью после смерти Уолта. Им обеим необходима опора. Когда параллели становятся настолько явными мать не выдерживает и все понимает. Ей необходимо было увидеть себя в дочери, что-бы перестать жить не живя.
Интересный факт:
В 1950 г.по мотивам рассказа "Лапа-Растяпа" на студии Сэмюеля Голдвина снят фильм "Глупое сердце".
«Перед самой войной с эскимосами» («Just Before the War with the Eskimos», 1948 г.)
Сюжет:
5 суббот подряд Джинни Мэннокс играла в теннис с Селеной Графф. Но когда подбросив Селену домой ей пришлось (уже в который раз!) расплачиваться за такси она не на шутку разозлилась. (Хотя идея брать такси принадлежала именно Селене и семья у нее состоятельная, в отличии от семьи Джинни) Джинни напрямую сказала об этом Селене и они вместе вышли из машины и поднялись к Селене домой, что бы та отдала деньги за все поездки. И пока Селена уходит к больной матери что-бы дождаться, когда та проснется, что-бы попросить деньги, Джинни остается ждать в прихожей и знакомится с братом Селены, Фрэнклином.
Смысл:
Главное чувство рассказа - сострадание. В нем так же поднимаются вопросы отказа детей идти по стопам родителей (это движение берет начало в 40-х годах в США) и о большей ненужности людей, которые работали на военную машину. В рассказе «Перед самой войной с эскимосами» явственно звучит и антивоенная тема, которая присуща едва ли не всем произведениям Сэлинджера. «В следующий раз мы будем воевать с эскимосами», — с горечью подчеркивает ненужность и бессмысленность войн Фрэнклин. Кроме того, деньги не главный показатель успешности и счастья. У Селены они есть, но ей нужно совсем другое.«Человек, который смеялся» («The Laughing Man», 1949 г.)
Сюжет:
В 1928 году девятилетний рассказчик был членом организации, носившей название Клуба команчей. Ежедневно после уроков Вождь отвозил команду из 25 человек поиграть в Центральный парк. Во время поездки он рассказывал мальчишкам историю про "Человека, который смеялся".
Сначала появилась фотография девушки возле водительского места, а затем, в один из дней, эту девушку подобрали по пути на игру. Внешне было видно, что она из богатой семьи, а на практике оказалось, что и на удивление хороша в игре.
Смысл:
В рассказе ведется два повествования: про человека, который смеялся, и про взаимоотношения молодых людей. Сэлинджер использует прием "Системы вложенных друг в друга коробок". Молодая пара влюблена, но состоя в разных слоях социального достатка их отношения заведомо обречены. Обстоятельства жизни Человека, который смеялся, целиком зависят от любовной драмы.
Рассказ «Человек, который смеялся» порицает неравноправие людей в том обществе, где имущественный ценз оказывается основным регулятором их взаимоотношений.«В лодке» («Down at the Dinghy», 1949 г.)
Сюжет:
День клонился к вечеру. На кухне Миссис Снел, покончившая с уборкой, сидела вместе с Сандрой, кухаркой. Они пили чай и беседовали. В кухню зашла Бу-Бу Таденбаум, хозяйка дома, и направилась прямиком к холодильнику достать пикули, что-бы отнести сыну. Их не оказалось и Сандра сказала, что Лайонел съел их еще вчера. Так речь зашла о мальчике и о том, что он убегает из дома.
Бу-Бу вышла из дома и ярдах в двухстах увидела сына на корме отцовского бота. Мать, пытаясь присоединится, представилась адмиралом, но Лайонел стал отрицать эту возможность, потому что она женщина, а папа сказал, что женщины не могут ими быть и отказался пускать ее в лодку. Спустя некоторое время разговоров, Бу-Бу достает цепочку для ключей, такую же, как у папы, отдает Лайонелу, а тот бросает ее в воду и начинает плакать. Бу-Бу забирается в лодку и утешает сына.
Смысл и анализ:
Страх и изоляция могут быть преодолены только путём взаимной поддержки с другими людьми. Кроме того рассказ содержит отсылки к биографии Сэлинджера: "Страус Джером" на футболке Лайонела скрывающий имя автора и побеги из дома.
Сэлинджер принимал участие в освобождении нескольких нацистских концентрационных лагерей, а в школе подвергался дискриминации в школе, являясь евреем на половину. Рассказ "В лодке" является ответной реакцией Сэлинджера на эти события.
Первоначальное название рассказа: «Убийца в лодке».«Тебе, Эсме, - с любовью и убожеством» («For Esmé – with Love and Squalor», 1950 г.)
Сюжет:
Рассказ начинается с того, что рассказчик получает авиапочтой приглашение на свадьбу, которая состоится в Англии. Однако, обсудив с женой возможность поездки понимает, что никуда он не поедет. По этому решает написать жениху некоторые свои впечатления о невесте.
Повествование уходит в прошлое. В апреле 1944 года рассказчик оказывается в Девоне, в Англии, в числе солдат проходивших подготовку к высадке в Нормандии под эгидой британской разведки. Эта подготовка длилась 3 недели, и в последний день (это была суббота), он собрал вещмешок и отправился в город по мокрому склону холма. Зашел в церковь, где пел церковный детский хор. Все голоса были хороши, но один особенно выделялся своей силой, однако, было видно, что его владелица скучает.
Рассказчик отправляется в чайную для гражданских и спустя чашку чая туда входит та самая девочка вместе с младшим братом и няней. Девочка подходит и они начинают вести оживленную беседу к которой ненадолго подключается ее младший брат. Эсме обещает написать солдату письмо и просит написать его ей рассказ со всякими гнусностями и мерзостями и они уходят.
Повествование уходит вперед. Рассказчик утверждает, что действующие лица изменились. Мистер Х находится в Гофурте, в Баварии, спустя несколько недель после капитуляции Германии. На столе свалка не прочитанных писем. Х берет конверт от брата, читает пол страницы, а затем рвет и выбрасывает. В комнату заходит капрал Z, который имеет привычку зачитывать Иксу интимные подробности писем от своей девушки. Они беседуют и Z уходит.
Икс возвращается к столу и замечает переадресованный несколько раз конверт: письмо от Эсме.
Смысл:
Если в предыдущих рассказах за сюжетом был уловим скрытый смысл, то в отношении этого рассказа я полностью потеряна. Интернет-поиски вывели меня на некоторую информацию. Бытует мнение, что сборник «Девять рассказов» написан в соответствии с канонами традиционной индийской поэтики («дхвани-раса»). Согласно им, литературное произведение должно вызывать у читателя одно из 10 поэтических настроений («раса»). (Но почему тогда рассказов только 9?). Этот рассказ идет шестым по счету и должен вызывать «страх». "В индийской философии существует концепция, по которой скрытое значение литературного произведения чувствуют лишь избранные, сохранившие воспоминания о прошлых воплощениях. Только они в полной мере могут воспринимать заложенное в произведение поэтическое настроение." - видимо, я не избранная.
«И эти губы, и глаза зеленые...» («Pretty Mouth and Green My Eyes», 1951 г.)
Сюжет:
Ночь. Седовласый Ли лежал в кровати с молодой женщиной когда раздался звонок: это встревоженный друг, Артур, который не может найти свою жену, Джоанну, и нуждается в поддержке. Ли пытается его утешить, придумывая для нее оправдания, параллельно поглядывая на женщину в постели.
Смысл:
Это седьмой рассказ и он вызывает поэтическое настроение в виде отвращения. Если бы не поведение Ли в конце, то можно было сохранить надежду, что в постели не Джоанна. Я несколько раз перечитала концовку, так не хотелось в это верить. Но Ли испытывает презрение к себе, к Джоанне и к Артуру, когда он говорит, что жена вернулась, а ведь она в этот момент рядом с Ли.«Голубой период де Домье-Смита» («De Daumier-Smith's Blue Period», 1952 г.)
Сюжет:
Рассказчик вспоминает время, когда он вместе с отчимом вернулся из Парижа в Нью-Йорк после смерти матери. Характеры у них были совершенно разные и рассказчик остро нуждался в одиночестве. В одной из газет он увидел объявление о должности преподавателя дистанционных курсов по живописи в Канаде. Одним из требований было знание французского и английского языков (и еще очень много серьезных требований). Герой отправляет письмо по адресу, представляясь вымышленным именем и приписывая себе ложные факты биографии. Его принимают на работу и он отправляется в Канаду. Руководят курсами супружеская пара Йошото из Японии и де Домье-Смит селится вместе с ними. Днем они отвечают на письма учеников, корректируя на кальке их рисунки и расписывая ошибки. Так де Домье-Смит знакомится с творчеством монахини, которое глубоко его цепляет, однако Монахиня после ответного письма прекращает участие в курсах, после чего де Домье-Смит пишет своим ученикам, что они бездарны и исключает их с курсов.
Смысл:
Это восьмой рассказ и он нацелен вызвать поэтическое чувство удивления/изумления. Главный герой пытается воссоздать новый образ себя самого чтобы противостоять миру, в котором он чувствует себя отверженным. В конце рассказа, получив откровение, рассказчик обретает просветление и принимает окружающий мир.«Тедди» («Teddy», 1951 г.)
Вот и подошли к последнему из девяти рассказов, но самому интересному для меня.
Сюжет:
Десятилетний Тедди Макардль возвращается в Америку из Европы на пароходе со своей семьей: отцом, матерью и младшей сестрой. Действия начинаются в каюте, откуда мальчика отправляют за сестрой забрать "Лейку" (фотоаппарат). По ходу выполнения этого дела, автор знакомит нас с несколькими персонажами, после чего Тедди отправляется с блокнотом на шезлонг, где к нему подходит лектор Боб Никольсон. Боб начинает расспрашивать мальчика о том, что произошло в Европе. Дело в том, что мальчик является философом, провидцем и приверженцем буддийского учения.
Смысл и анализ:
В рассказе «Тедди» содержатся намеки на доктрину Платона о припоминании, т.е. о врожденном знании, присущем человеческому уму от рождения и не зависящем от его последующего опыта, а также отзвуки учений Декарта и Лейбница о «врожденных идеях». Спасение человечества прежде всего состоит в стремлении к совершенству людской натуры и что такового можно достичь лишь путем постижения знаний, накопленных веками. Тедди стремится осмыслить все встречающиеся ему в жизни явления, в силу чего способен относиться ко всяческим проявлениям зла с мудрым равнодушием и стоическим спокойствием. Он знает, когда и как умрет, а так же что будет после смерти, по этому и не боится умереть.Содержит спойлеры5969