Рецензия на книгу
Fever Dream
Samanta Schweblin
Аноним17 января 2019 г.Латиноамериканский Стивен Кинг в юбке, или лучший хоррор 2018 года
Во-первых, Спасибо издательству Corpus не только за открытие для российских читателей такой писательницы, как Саманта Швеблин, но и за отличное оформление книги, которое действительно украшает, дополняет текст и настраивает на серьезный лад, а не кричит нам с полки о своей никчемности (а такие обложки есть и даже у очень хороших произведений, и это печально).
Я бы назвала эту работу типичным явлением для латиноамериканской литературы. Типичной в хорошем значении и в том смысле, что это прекрасный образец магического реализма, которым так щедро одарила мировую литературу эта земля. С первых строк создается впечатление, что герои, мальчик Давид и молодая женщина Аманда, находятся в склепе или морге, потому что речь идет о червях, неподвижности, смятых простынях и всем таком прочем. Затем повествование начинает строиться на воспоминаниях о недавних днях, периодически перемежаясь с текущим состоянием героини. Мы узнаем, что жительница столичного города Аманда вместе с дочерью Ниной приехала в какое-то село на отдых, где познакомилась с соседкой по имени Карла. Они проводят вместе время у бассейна, наслаждаются летними днями, однако довольно скоро Карла рассказывает Аманде историю, связанную с ее собственным ребенком, которая поначалу кажется страшной фантазией, однако дальнейшие события закручиваются так, что Аманда не только начинает верить в истинность слов Карлы, но и сама оказывается втянутой в эту историю.Эту новеллу я бы отнесла к жанру хоррора и психологического триллера. Она по большей части ретроспективна, потому что героиня вспоминает то, что уже было, но в то же время в финале есть момент, когда героиня как бы заглядывает в будущее и видит то, что видеть не должна по вполне логичным причинам. Повествование не разделено ни на главы, ни на части. Все 155 страниц – сплошной текст, в который ты ныряешь и, чем дальше и дольше читаешь, тем глубже погружаешься в саспенс. Охватывает реальное волнение; даже был момент, когда я чуть не закрыла книгу и не отложила ее, потому что было жутко от осознания обреченности героини. Хотя я большой поклонник жанра хоррор. Похожие эмоции я испытывала, когда читала «Сияние» Стивена Кинга.
Это очень круто. Очень мощно. Саманта Швеблин мастерски нагнетает обстановку, а учитывая, что действие происходит не в какой-то далекой галактике, а в реальном мире (и у нас нет оснований полагать обратное), - это заставляет пересмотреть свои взгляды на милые сельхоздеревеньки.
«Дистанция спасения» поднимает, как мне показалось, две главные темы: тему материнства и тему экологии. Причем экологическая составляющая во многом решающая, но центральной я бы все-таки назвала именно взаимоотношения матери и ребенка. На что готова пойти мать ради него; вопросы ответственности, выбора и взаимопонимания. Наверное, мысль о том, что даже при, казалось бы, полном контроле все равно может случиться непоправимое и ты никак не можешь это изменить, слабонервных читательниц, у которых уже есть дети, повергнет в ужас, так что я заранее предупреждаю. Не обходит стороной писательница и тему фатализма, родового проклятья и суеверий. До конца непонятно, реально ли Давид находится рядом и разговаривает с Амандой, либо это все происходит в ее голове. Магический реализм, как-никак. И если фантазировать по поводу возможной экранизации рассказа, я бы сказала, что лучше всего это получилось бы у Дэвида Линча. Может быть ассоциации с этим режиссером дадут вам еще более четкое понимание атмосферы «Дистанции спасения».7620