Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Nine stories

J. D. Salinger

  • Аватар пользователя
    Аноним14 января 2019 г.

    Мышь, грызущая кактус

    Мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус
    Именно эта цитата окончательно стала лейтмотивом моих итак непростых отношений с Сэлинджером. Дело в том, что я отношусь к тому типу читателей, которые редко когда судят об авторе по одной его книге, разумеется, если речь не идёт о чём-то совершенно запредельно невразумительном (Стейс Крамер, Эрика Леонард Джеймс или Пауло Коэльо, например). К одним из таких вот "спорных" авторов (хотя с Сэлинджером, как мне кажется, после прочтения "Девяти рассказов" для меня ситуация полностью прояснилась) я могу отнести также и знаменитого француза Экзюпери. Насколько мне не понравился его фирменный "Маленький принц", настолько я была в неописуемом восторге от "Планеты людей", так что теперь, дабы окончательно сформировать своё читательское мнение о знаменитом лётчике-писателе, хочу и надеюсь прочесть его знаменитую "Цитадель", которую сам Экзюпери называл своим любимым детищем.
    С виновником данной рецензии меня уже давно связывают самые что ни на есть "тёплые" отношения, завязавшиеся с того самого дня, когда я по собственной воле начала читать пресловутую "Над пропастью во ржи". С тех самых пор и по сей день я отчаянно пытаюсь найти хоть одного взрослого человека, который смог адекватно объяснить, в чём же-таки заключается её сверх гениальность, из-за которой она не покидает топ-списки книг, которые якобы должен прочесть каждый. К огромному сожалению, пока что поиски не принесли каких бы то ни было результатов. Для того, чтобы окончательно сформировать своё мнение касаемо творчества знаменитого американца, я и взяла в руки "Девять рассказов". Взяла, начала читать, а потом...забросила. И так раз пять или шесть. Увы, но хоть убейте, не вижу я ничего сверх гениального выдающегося в творчестве писателя, то ли его там попросту нет, то ли сказываются мои -2 и астигматизм, не знаю...
    Итак, прочитав все девять рассказов, я с полной уверенностью заявляю: Сэлинджер не мой автор. Да, не спорю, в его рассказах сделана попытка показать всю подноготную нашего с вами мира, сделать акцент на наиболее важные проблемы общества, актуальные во все времена, но сделано это всё как-то...корявенько что ли, в духе любителя, коих в нынешние времена пруд пруди - заходи в любую соцсеть и отлавливай. От всех работ американцы веет чем-то гнилым, дурным и грязным, да простят меня сейчас фанаты Сэлинджера. И дело здесь вовсе не в том, что я рьяно выступаю за чистоту литературы и её нерушимые каноны, нет. Грязь, разврат, похоть и жестокость приемлемы, если их грамотно подать - взять того же Паланика, Бёрджеса или Мураками, которые играют с душой читателя и его нервной системной словно на музыкальном инструменте, затрагивая самые потаённые их части и касаясь настолько аккуратно или наоборот, резко, что это ранит. Ранит в самое сердце, навсегда оставляя в нём рубец.
    Увы, но Сэлинджер, несмотря на все отчаянные попытки, не ранил меня.
    Первый рассказ сборника - "Самый день для банабульки" во многом автобиографичен. Не скрою, он даже мог стать одним из тех, что запали мне в душу, если бы не одно но: незавершённость и недосказанность, не до конца раскрытые персонажи. Перед нами - герой с посттравматическим синдромом, только что вернувшийся с войны. Молодой человек не может адаптироваться к мирной жизни, ему сложно найти понимание и поддержку, ведь он видел и прошёл через то, что не поддаётся описанию. "Неплохое начало", - подумаете вы, и будете правы. Я тоже так подумала и по слепой наивности продолжила чтение. Страница за страницей, диалог за диалогом, я всё ждала того момента, когда герой будет сходить с ума, когда его демоны начнут атаку, но этого не произошло. "Додумай сама, Настя!", - словно издеваясь, Сэлинджер продолжал своё повествование, пока вдруг - главный герой просто-напросто не застрелился. Просто так. Пришёл в номер и застрелился. С чего вдруг? Почему? А как же его жена, мирная жизнь? Где развитие персонажа, его рост? Что в конце-концов побудило его взять в руки пистолет? Увы, но нам, дорогим читателям, стоит довольствоваться своими домыслами по этому поводу.
    "Дядюшка Хромоног в Коннектикуте" Ещё одно непонятное "нечто". В центре сюжета - погружённая в свои проблемы мамаша (это Сэлинджер, к слову сказать, тоже не раскрыл в должной мере, читатель приходит к такому выводу сам), болтающая с подружкой, напивающаяся и грустящая о молодости. При этом дамочка совершенно не заботится о воспитании собственной дочери. "Ну, хорошо, а что дальше?", - поинтересуетесь вы в надежде на то, что рассказ научит хоть чему-то, но нет. Увы, но нет.
    Большая часть сборника - "На пороге войны с эскимосами", "У швербота", "Для Эсме, с любовью и скверной", "Губки - ах, в глазах листва" и "Тедди" стали для меня настоящим испытанием. Дети, по которым плачет ремень и хорошая порка, маленькие девочки, ведущие себя так, словно они девушки лёгкого поведения, откровенная грязь, сочащаяся с каждой страницы книги и полное отсутствие какой бы то ни было морали - вот отличительная черта этих рассказов. Какой смысл, например, использовать такие слова, как "чёрт", "ублюдок" и иже с ними, если они не несут в себе никакой смысловой и сюжетной нагрузки? Что это - желание автора показать свою "крутость" и "модность" или же неопытность переводчика?
    "Хохотун" - одна из немногих вещей, созданная Сэлинджером, которую я могу выделить среди прочих рассказов. Действительно неплохая "история в истории", от чтения которой правда не хотелось отрываться. Леденящий душу рассказ, живые описания, герои и блестящая концовка, от которой по спине пробежался холодок.
    "Серый период де Домье-Смита" пожалуй, единственный рассказ, который запал бы мне в душу, если бы не одно маленькое незначительное "но" - его концовка. Такое ощущение, что Сэлинджеру просто стало лень дописывать сюжет, сводить все линии повествования к единому целому, и он решил поставить точку "здесь и сейчас". Перед читателем предстаёт история молодого подающего надежды и погрязшего во лжи художника и монахини, проходящей обучение в школе искусств. Между этими двумя завязывается некого рода связь (это сложно назвать любовью, но всё же...). Здесь читатель с головой погрузился в будни академии искусств, во внутренний мир героя, его душевные терзания касаемо картин монахини и чувств, которые он испытывает к ней, и всё было бы хорошо, если бы внезапно главный герой не встретил другую девушку. Просто встретил и повёлся на смазливую мордашку. Ну не глупо ли - старательно вести описание, раскрывать героев, создать перед читателем действительно интересную историю, чтобы вот так вот внезапно обрубить всё на полуслове?
    Многие хвалят Сэлинджера за его символизм и "умение передать то, чего на самом деле нет", но как по мне, то книги американца - одна из зануднейших и тупейших вещей, которая только может быть. К огромному моему сожалению, ведь я правда пыталась.
    Честно-пречестно.

    4
    320