Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Братья Карамазовы

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним13 января 2019 г.

    абсолют

    Скажу честно – пытался осилить роман полгода назад, но, по ряду причин, сделать этого не сумел и сдался где то в районе воспоминаний юности старца Зосимы. Взялся снова, подумав, что если не сейчас, то, может, и никогда. Описывать свои впечатления крайне сложно, да и уместно ли? - ведь речь идет о настоящем памятнике литературы. И если уж браться за осмысление такого текста, то заниматься этим точно нужно не мне. Оттого, удерживаясь от оценок, в духе: «понравилось – не понравилось», скажу лишь, что книга произвела глубочайшее впечатление и оказалась крайне своевременной. Ничего и близко по силе своей и мощи не читал несколько лет.


    Абсолютно все, что надо знать о жизни, есть в книге "Братья Карамазовы" писателя Достоевского. К. Воннегут.

    Ниже постараюсь тезисно изложить ряд впечатлений, которые мне удалось вынести и сразу замечу, что все написанное ниже не претендует на серьезный литературный анализ, а носит лишь субъективную оценку:

    • Язык повествования.

    Это пленило меня в Достоевском еще в юности, когда я учился в школе. С первых страниц ты буквально погружаешься в написанное. Если можно сказать, что язык повествования может быть «плотным», то тут именно этот случай. Захватит по настоящему – не выберешься до последней ст
    • Описание персонажей.
    жей.

  • Каждый новый герой в книге «проработан» до мельчайших деталей. Первые описания Грушеньки, Катерины Ивановны, старца Зосимы рождают тихий трепет от степени понимания автором человеческих эмоций, мотивов и, следовательно, их пос
    • Психологизм.
    >Психологизм.
    Или – отсутствие незавершенного, «белых пятен», ибо тут что ни персонаж, то ИДЕЯ - нет ничего случайного, нет ни одной ненужной черты. Люди на этих страницах живые, каждый со своей интонацией, ка
    • Порочность.
    ером.
  • Порочность.

  • Чтобы описывать чувства других людей, нужно хоть на малую долю секунды этим людям сострадать т.е учувствовать т.е БЫТЬ ими. И как же, скажите, можно одновременно быть и Алешей Карамазовым и его отцом?! Так глубоко ощущать людей, их нутро, со всеми его пороками, со всей его святостью – в этом гений автора. «До небес возвыситься и
    • Бедность.
    . И все в одном.
  • Бедность.

  • Описание дома Снегирева и его семьи в обстановке нужды, грязи, рождает почти физическое чувство боли и сострадания. Больной Илюша, рядом с униженным отцом, сумасшедшая мать, сестра-калека и монологи отца, полные слез – мало ли в России таких домов? Это глухое отчаяние в невозможности выбраться из земного ада есть и у Сонечки в «Преступление и наказание», есть и в других романах Ф.М. И тут понимаешь, что описывать нищету ТАК, не смог бы никогда Толстой или Тургенев, просто в силу своего опыта, жизненного пути. Достоевский делает это настолько
    • Вера.
    щущаемо, что кровь из глаз.
  • Вера.

  • Возможно, ни одна другая книга в русской художественной литературе не подбиралась так близко к пониманию божественного в человеке. Это роман о Боге, вернее, роман о том, что происходит с человеком, когда он о Боге забывает и (или) отрицает его, как Иван. Целый мир, где ад – это человеческая совесть, ее мучения, бесконечное чувство вины, гордыни и лжи. И тут же раскаяние, желанное наказание, как избавление от земных мук.


    «Иван, говори, есть Бог или нет?!»

    - он, конечно же, здесь, есть, на каждой странице, вопрос только – как близко кто из них его в себя вобрал? Иван, Митя, Грушенька, Катя, Федор Карамазов, - все и вся под Богом. И Алеша, как божий странник, вроде и с ними рядом, но как-будто бы дальше, глубже – все понимающий, все видящий и всем все прощающий.
    7.Влияние
    «Братья Карамазовы» - одно из тех произведений, которые непосредственно влияют на тебя по мере прочтения. И влияние это, скорее, иррационально, нежели приходит умом. Книга захватывает, увлекает, но, в тоже время, ты чувствуешь, что чтение подобного рода – это работа, это духовный труд. Титанические плиты где то внутри начинают, очень медленно, сдвигаться и чем старше ты, тем, казалось бы, труднее что то в себе передвинуть, но эта книга по мощи своей настолько сильна, что способна это сделать даже когда тебе уже под тридцать.

    Когда в самом конце Алексей произносит речь, говоря детям о Боге у могилы Илюши, я вспомнил предисловие романа:


    «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода». Евангелие от Иоанна гл. ХII, ст.24

    Илюша ведь в конце и стал тем самым «зерном» для этих детей, упавши в землю. И каждый из детей, слушая тогда речь у камня, навсегда теперь унесет это с собой. Погибши – дал жизнь. Замкнулся круг жизни – замкнулся круг романа.
    Когда я был ребенком, моя мама, перелистывая последнюю страницу, сказала, что «эта книга полезна для души». Я теперь понимаю, что это правда, так.
    Скончавшись, спустя два месяца после публикации, Ф.М Достоевский завершил и свой жизненный путь, подарив нам, по итогам этого пути, свое великое литературное наследие. «Братья Карамазовы» - одно из тех зерен, «падши в землю». Была бы только в этом мире земля и сила, чтобы все это в себе взрастить.
    Надо пробовать.

Содержит спойлеры
4
1,7K