Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Александр Дюма. Собрание сочинений в 15 томах. Том 8

Александр Дюма

  • Аватар пользователя
    Аноним12 января 2019 г.

    Хорошо, что перед прочтением я почитала рецензии и узнала, что роман не закончен, иначе бы меня ждало огромное разочарование. Всю первую половину все закручивается так, как положено, как мы привыкли у Дюма, все так обстоятельно, про каждого героя, про каждую встречу, а вторая половина стремительно несется к развязке двух сюжетных линий, забивая на все остальные. Невероятно грустно, я бы с удовольствием прочитала книгу в два раза толще, лишь бы все сюжетные дырки были закрыты и объяснены. Придется читать некую Прекрасную Габриэль, написанную соавтором Дюма, думаю, будет интересно попробовать найти, что именно в этих книгах было от Дюма, а что - от соавтора.
    В описании Шико Дюма превзошел сам себя. Такое чувство, что в процессе написания второй книги он сам в Шико влюбился и теперь по-настоящему оживает именно тогда, когда на страницах появляется этот персонаж. Больше всего я ждала встречи Шико и Генриха Наваррского, было безумно интересно, кто из них окажется победителем по мнению автора, кто кого перехитрит, и я очень обрадовалась, когда автор все-таки признал превосходство Генриха. Столкнуть вот так двух невероятно прекрасных персонажей - лучшее, что автор вообще может сделать на страницах цикла, любого.
    Но вообще все три книги для меня прошли под лозунгом "Разгадай характер Генриха III". И, дочитав третью часть, даже не знаю, приблизилась ли я к этой цели. Он такой разный всегда, каждый раз. когда тебе кажется, что он просто безвольный теленок, он проявляет признаки острого ума и понимания людей, каждый раз, когда проникаешься к нему уважением, он заводит капризную песню про своих фаворитов "вы меня не лююююбите, никто меня не лююююбит, я несчаааастный". Вот и как к нему относиться?
    По итогу, что было в книге прекрасного. Загадочный Генрих III, о проблесках королевского величия в котором было невозможно читать без дрожи. Не менее загадочный, только в другую сторону, Генрих Наваррский, особенно прекрасный тем, что у него своя голова на плечах, хитрая и умная (в последнее время в фэнтези и исторических романах постоянно наталкиваюсь на типаж бесполезного короля, ни хрена не смыслящего в политике, покорно идущего за своими советниками и фаворитами и в лучшем случае способном думать о любовницах, вот Генрих Наваррский - мощное исключение из этой тенденции). Невероятный Шико, каждая сцена с которым была настоящим подарком, особенно его диалоги с королем, к которому он питает совершенно невозможную в то время в мире Дюма привязанность (его объяснение, почему он не может служить Генриху Наваррскому, прекрасно понимая цену и ему, и своему королю, выбило из меня дрожь восхищения). Диана де Монсоро, о которой я наконец-то поняла, нафига она была нужна и зачем во второй части меня мучили ее историей любви. Очень мощная по силе описания сцена после осады Антверпена, когда троим людям приходится убегать от воды (вот такого я точно не ждала, открывая книгу). Все размышления о закате династии Валуа и восходящей звезде Генриха Наваррского (книга заканчивается символичным затуханием солнца на трех лилиях, но и до этого по тексту было раскидано множество подобных намеков).
    И то, что меня расстроило. Оборванные сюжетные линии. Эрнотон, который вот-вот лопнет от своего благородства и дворянской чести. Его любовь с первого взгляда к герцогине, от которой ему нехило так сорвало крышу. Еще одна любовь с первого взгляда Жуаеза к Диане, которая, конечно, двигает сюжет и раскрывает Диану как персонажа, но возникает настолько на пустом месте и предъявляет так много требований, что ближе к концу у меня задергался глаз. Екатерина Медичи, которая за всю книгу делает целое ничего, и вся ее задача - распознать в конце яд. Маргарита Наваррская, возмущенно пищащая от ревности, при этом прописанная недостаточно хорошо, чтобы ее можно было понять. Пожалуй, все.
    И под конец небольшое лирическое отступление. Королеву Марго я впервые прочитала лет в 10 и перечитывала раз восемь, если не больше. И каждый раз, когда она заканчивалась бегством Генриха Наваррского из Парижа, мне становилось жалко, что книга закончилась, но при этом грела душу строчка из аннотации, что на самом деле это трилогия и впереди еще две книги. Я никогда к ним не притрагивалась, но было приятно знать, что они есть. И вот теперь закончилась третья книга, а никакого утешения аннотация мне предложить не может. И что-то мне как-то печально. Пойду хоть посмотрю, что там за Габриэль такая прекрасная.

    17
    1,5K