Рецензия на книгу
Танцы под радиолло
Александр Адерихин
KseniyaRazdobreeva11 января 2019 г.220 страниц искреннего удовольствия
О книге узнала случайно — и это знакомство началось с текста, что сильно повлияло на решение прочесть целиком. Началось всё с того, что я смотрела отрывок презентации книги Александра Адерихина «Танцы под радиолло», фрагмент романа читали сам автор, Альберт Адылов и Геннадий Филиппович.
Послевоенные годы. Калининградская область, хранившая больше элементов истории Восточной Пруссии, чем приобретаемых вместе с первыми переселенцами атрибутов советского быта. Опасные слухи о будто бы начавшейся Третьей мировой войне. И московский журналист Александр Подпасков. Он в командировке – задание главреда: разобраться в запутанной ситуации и написать статью.-Вот тут у нас умываются, и стираются, и так далее. А ковшиком поливаются, когда моются, - голосом старухи-коридорной читал Геннадий.
«Надо бы найти эту книгу целиком», - думала я.
-Подпасков вспомнил, как Семейкин, отъезжая от обкома партии, показал ему памятник Шиллеру. Во время боев снаряд пробил великому немецкому поэту горло навылет, - чтение продолжалось.
Я понимала, что ничего не знаю о послевоенной истории Калининграда. Более того, я не особо-то задумывалась о деталях освоения новой советской территории – так, общеизвестные факты. Факт о пробитом горле Шиллера в этом списке отсутствовал.
-Военный разлил водку в три металлических складных стаканчика, открыл консервы. Развернул промасленный сверток. В свертке лежали два жирных селедочных трупа. Оба с открытыми от предсмертного ужаса глазами, - история развивалась.
Перед моим внутренним взором уже возник и этот гостиничный номер №13, и трое случайных знакомцев, и селедочные трупы. Язык и манера писателя мне явно нравились. И читателей тоже.
- Старуха-коридорная подняла голову и посмотрела Подпаскову в глаза. Она видела, что он не спит и смотрит на неё. Старуха улыбнулась, перелезла через не шевелящегося военного и пошла к Подпаскову, протянув к нему руки. Подпасков закричал, но его крик не вырвался наружу. Крик, который никто не мог услышать, метался внутри Подпаскова, - фрагмент художественного чтения подходил к концу. Становилось совершенно ясно – книгу надо искать и читать.
На поиски ушло добрых два дня. В итоге пришлось смириться, что перевернуть первую страницу раньше, чем через полторы недели не удастся – интернет-магазин не мог обещать быстрее. Но ничуть не жалею — бумажный вариант сильно выигрывает у электронного, да и атмосфера истории будет чувствоваться лучше.
Историю из жизни московского журналиста в послевоенном Калининграде я прочла быстро.Двести с небольшим страниц – искреннее удовольствие. Можно открыто смеяться. Узнавать параллели с нынешней реальностью (должно быть, непреднамеренные, и оттого еще более удивительные – книга-то на основе архивных документов). Знакомиться с историей Калининградской области и настроениями ее освоения. Чувствовать атмосферу времени, когда страх и голод были основными спутниками человека. Задерживать дыхание на последних трех страницах – от динамичности и непредсказуемости развязки. И особая радость – возможность серьезно думать над текстом. Текстом, который и по структуре выстроен изумительно. С почти кольцевой композицией. С соединением отдельных фрагментов-историй в последней главе. Казалось бы, не слишком сложный, сюжет включает в себя очень глубокие философские фрагменты. И книга, при всей своей весёлости и легкости, не такая уж весёлая. Совсем не весёлая – история страшной жизни людей в условиях того времени. Любопытно, но меня разные главы неуловимо и ненамеренно отсылали к другим текстам, дополняя картину. Начинается в фантасмагоричном стиле ерофеевских «Москва-Петушки», позже вспоминаются «Похождения солдата Йозефа Швейка», «1984», история о Вайделотах напомнила моего любимого Умберто Эко… Люблю, когда текст такое со мной делает.
Серия «милицейский детектив» может создать впечатление о поверхностности и несерьезности романа—это ошибочно. Читается правда легко, но написано не легковесно. Здесь реальность переплетена с реальностью и на Калининградскую область после прочтения книги смотришь чуть иначе—будто узнаешь места, вспоминаешь события более,чем полувековой давности. В общем,появляется хороший такой пласт фактов и особый интерес узнавать больше. Тем более, если живешь не в Калининградской области (и даже если там ни разу не был—как я,например)
Теперь хотелось бы аудиокнигу «Танцы под радиолло». Собственно, и для экранизации текст очень подходящий. Кстати, секрет названия придет только на 115-й странице (да и там может ускользнуть))))
Несомненно, книгу перечитаю. И вам всем советую!
8661