Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Карьера Ругонов

Эмиль Золя

  • Аватар пользователя
    Uchilka10 января 2019 г.
    Я народила волков... целую семью, целый выводок волков... (Аделаида, "Карьера Ругонов")

    Вот уж и правда - народила волков! Впрочем, не удивительно. Жизнь самой Аделаиды, прародительницы рода Ругон-Маккаров, печальна до крайности. Девушка из семьи буржуа, рано осиротевшая, сильно не от мира сего, чурающаяся общества, не обращающая никакого внимания на условности и живущая исключительно своими чувствами, постоянно сотрясаемая нервными припадками. Первый её брак с крестьянским сыном Ругоном ознаменовался рождением сына Пьера; второй, причём неофициальный, с контрабандистом Маккаром, добавил Аделаиде ещё двоих детей: Антуана и Урсулу. Эта чудесная троица волчат, которая росла как сорная трава, без малейшего внимания матери, быстро поняла, что к чему и с какой стороны у бутерброда масло. Особенно усердствовал Пьер Ругон, считая себя единственным наследником Аделаиды, а Антуана и Урсулу - нахлебниками.

    Так начинается великолепная семейная сага Ругон-Маккаров, разворачивающаяся на фоне бурных исторических событий. Вскоре к главным героям присоединяются новые, ведь у детей Аделаиды появились собственные наследники, и их много. Теперь перед нами масштабное полотно всей семьи, в ярких красках и чёткой перспективе, с игрой светотени. Ругон-Маккары, конечно, все разные, но Аделаида совершенно права, называя их волками, ибо единственная вещь, которая роднит всех отпрысков этого рода - жажда денег, и они ни перед чем не остановятся, если впереди их ждёт звонкая монета.


    Я готов поджечь город, чтобы погреть себе руки!

    - заявляет Аристид, внук Аделаиды.


    Новую династию можно основать только с боя. Кровь — прекрасное удобрение. Хорошо будет, если Ругоны, как многие знатные фамилии, поведут свою родословную от какой нибудь резни,

    - вторит маркиз де Карнаван, тесть Пьера Ругона.


    Неужели она не могла выбрать другой день,

    - говорит сам Пьер, о смерти матери в день его великого триумфа, сулящего большие барыши.

    Один лишь Сильвер, сын Урсулы, живёт по другим законам. Воспитанный бабушкой Аделаидой, которая перенесла на внука всю свою любовь, он более других честен, чуток и справедлив. Но он юн, потому его пылкое сердце влекут идеалы революции. Сильвер мечтает о Республике, о свободе и равенстве. Он один из всех Ругон-Маккаров встаёт под знамёна рабочих. Увлекая за собой юную Мьетту, свою любимую, он отправляется за светлым будущим. В образе Мьетты, удерживающей флаг оппозиции, угадывается героиня полотна Эжена Делакруа "Свобода, ведущая народ".

    Здесь, на картине, центральный образ - Марианна, которая является символом Французской республики. Возможно даже, что девушка просто представляет собой аллегорию республики. Золя же при внешнем сходстве меняет внутреннюю установку героини - его Мьетта идёт в бой не ради идеалов революции, она идёт за любимым. Ей не хочется шагать по трупам, ей хочется шагать за руку с Сильвером. А затем автор вдруг усиливает сходство Мьетты с Марианной. Но я не буду описывать эту печальную сцену.

    Из волков Ругон-Маккаров невозможно выбрать самого отвратительного персонажа - они все страшны. Пьер, ради денег не гнушающийся убийства чужими руками, его брат Антуан, эгоист и приживала, жестоко эксплуатирующий жену и детей, жена Пьера ("цикада"), готовая на всё, чтобы родной город Плассан поклонялся ей, их сын Аристид, шакалящий в поисках средств, второй сын Эжен, уехавший в Париж и впутавшийся в интриги. Даже Паскаль, третий и самый безнадёжный сын Пьера, выбравший карьеру врача, не вызывает положительных эмоций. Да, он лечит рабочих задаром, но при этом одинаково равнодушно и как-то даже отстранённо наблюдает как за кровавыми замыслами Ругонов, так и за смертью бабушки. Они все для него лишь подопытные кролики. Отсутствие какого-либо чувства у Паскаля не оставляет места для симпатии.

    Композиционно роман выстроен прекрасно. Мне нравится, когда в структуре есть чёткие линии, фигуры, очертания. "Карьера Ругон-Маккаров" - это круг, начинающийся и заканчивающийся на кладбище св. Митра. Цикличность повествования приятно радует чувство прекрасного. Литературный же язык Золя выше всяких похвал. После книги ощущение такое, что приняла какие-то восхитительные живительные ванны. Да, привкус от содержания мерзкий, но написано виртуозно. Я уже и забыла, какой мастер человеческих душ и пера Эмиль, их Золя. Рада, что снова взялась за этот цикл. Всем любителям натурализма горячо советую.

    55
    1,1K