Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Убить Бобрыкина

Александра Николаенко

  • Аватар пользователя
    Аноним4 января 2019 г.

    Книга нетривиальная. Не сразу заметил, что написана она пятистопным (кажется) ямбом. Автор, видимо, поклонница Васисуалия Лоханкина.
    А может, это Шекспир в переводе Лозинского?
    Не знаю, судите сами:


    ... Летом — белые кругляшки бузины.
    Как горько носу, если между пальцев
    полынный серый листик растереть,
    а в липовых сережках у забора
    салатовые венчики внутри,
    а после высохнут на солнце — пылью пахнут,
    шишками, орехами лесными, кедровыми…
    Раскусишь — липнут, тают, будто леденцы.
    Садовый к зубу прилипает вар,
    а в муравейник сунешь палку, и оближешь — кисло.
    (разбивка на строки моя)

    Ну чем не Офелия?

    Но... скоро это напрягать стало. Перебор. Точнее говоря, перебора два.
    Первый -- это длинные и частые куски из каких-то молитв и околобиблейских источников. Вероятно, во всей этой религиозно-суеверной каше есть какой-то смысл, но возиться с этим выше моих сил. После половины текста стал пропускать этот бред.
    Одна цитата сильно озадачила:


    И „да“ не да, и „нет“ ни нет

    Что бы это могло значить? Вроде Иисус говорил по-другому (да будет слово ваше: да -- да, нет -- нет, а сверх того от лукавого).

    Второй перебор -- бесконечные детские воспоминания...
    Нет, книгу надо радикально сократить! Превратить в рассказ. Я уже давно понял: Бобрыкин -- гад, Таня -- творческая натура, мать -- чокнутая на почве религии и суеверия. Давно понял, но нет. Глава за главой автор вещает мне всё новые и новые подробности.

    Честно скажу: понял примерно половину из прочитанного.
    Не понял, например, что написала Таня Сане, а что он сам придумал. Может, она ему вообще ничего не писала? Не понял.
    Также постоянно путался во времени. Ясно, что герой как был ребёнком, так им и остался, время для него по сути не существует. Но для меня оно важно. Запутала меня Александра Николаенко. Ну и плюс сон, который не отличить от яви, тоже не добавляет ясности.
    Зато она смогла правдоподобно показать, что творится в голове слабоумного героя. Не могу сказать, что я этому так уж поверил. Помню, Аброз Бирс как-то рассказал мне об ощущениях повешенного. Было интересно, но я-то знал, что сам Амброз Бирс никогда не качался со сломанной шеей на верёвке над ручьём. И тут так же. Правдоподобно, да, но насколько это верно?

    Несомненный плюс книги -- минимализм в японском стиле. В ней всего четыре персонажа.

    Шишин -- идиот, хотя и не полный. Как-никак школу закончил вроде бы. Да и ум у него неординарный. Про такого действительно можно сказать "альтернативно одарённый", и это будет не эвфемизм, а реальность. Но что-то не тороплюсь кричать "верю!" Не очень убедительно всё это.
    С матерью всё ясно. Она задавлена жизнью, потому и сдвинулась на религии. Её пожалеть надо, хотя это и трудно.
    Ясно и с Бобрыкиным. Он, разумеется, такой гад только в представлении Шишина. А так -- обычная среднестатистическая серость. Дочку любит. Жилищные условия улучшает. Над слабыми издевается. Всё как и должно быть.
    Самая тёмная лошадка -- Таня. Мало того, что не понятно, что она на самом деле писала и делала, а что придумал Шишин. Судя по всему, он не всё придумал, и Таня каким-то странным образом, но всё же любила Шишина. Не буду скрывать: совсем не понял. Таня -- самая главная для меня загадка.

    Ещё просто тошнило от сотен орфографических и синтаксических ошибок. Надеюсь, это только в моём файле. Если такое же безобразие и в бумажном варианте, тогда надо всё это издательство в полном составе повесить на древе.

    Несмотря ни на что, книга наверняка запомнится, а значит, не зря читал.

    21
    754