Рецензия на книгу
Не прощаюсь. Приключения Эраста Фандорина в XX веке. Часть вторая
Борис Акунин
IgorTomskij4 января 2019 г.Как новая эпоха уничтожила Эраста Фандорина
Начало последнего романа Бориса Акунина интригует: «1918 год. Поезд Самара-Москва. Вот уже более трех лет Эраст Петрович Фандорин находится в коме. Все эти годы верный Маса заботится о своем господине. Вот и сейчас они возвращаются после очередной реабилитации у китайского целителя Чанга. Пять месяцев его сеансов дали заметный результат. Эраст Петрович округлился, порозовел и даже стал шевелить губами. Однако врачи осторожны в своих прогнозах. И даже если статскому советнику удастся выкарабкаться и на этот раз, каким он станет после пробуждения, не может сказать никто…»
И хотя роман этот, назван писателем как-то уж очень неопределённо – «НЕ ПРОЩАЮСЬ», на самом деле он – прощание с самым, пожалуй, известным читателям героем акунинской прозы, Эрастом Фандориным.
Впервые герой этот появился в романе «Азазель» и стал вскоре любим миллионами читателей. До сих пор многие помнят, как это всё начиналось:
«В понедельник 13 мая 1876 года в третьем часу пополудни, в день по-весеннему свежий и по-летнему теплый, в Александровском саду, на глазах у многочисленных свидетелей, случилось безобразное, ни в какие рамки не укладывающееся происшествие…» Но время, неумолимо и настала пора проститься с известным российским сыщиком. Вот и подошла последняя глава из многотомного цикла истории, посвящённой Эрасту Фандорину. Он уходит из жизни вместе с той страной и той властью, которой он служил верой и правдой, являя собой эталон человека своей эпохи. Ибо пришло время других людей, рациональных, способных не задумываясь отправить на смерть любого, ради абстрактной идеи общего счастья в далёком будущем. Время когда уходит в прошлое эпоха, в которой Фандорин был эталоном просвещённого человека и которая стала ненужной, как и сам Эраст Петрович.
Автор и сам чувствует это, поскольку сюжет его романа скорее напоминает клубок спутанных линий и героев соединяемых, «на живую нитку», а вышедший из комы главный герой, так и не становится вполне живым, и знакомым нам Фандориным. Короче, хотя и называется этот роман «НЕ ПРОЩАЮСЬ», но на самом деле, именно в нём мы прощается по-настоящему и с главным героем, и с его автором. Ведь и сам Борис Акунин так и не смог найти себя в сегодняшней России, ну а заграница, так и не стала ему второй родиной.
Но для вдумчивого читателя, роман будет полезен тем, что заставит его сравнить наше время и время окончательного ухода от нас Эраста Фандорина...1277