Рецензия на книгу
Луна и грош
Сомерсет Моэм
Talinda3 января 2019 г.Человек не то, чем он хочет быть, но то, чем не может не быть
Давно я не читала классику и уже подзабыла, какой она может быть. Как важно может быть автору слепить каждого героя, даже проходящего мимо, описать внешность так, чтобы стал понятен характер, и вложить в его уста соответствующие реплики. Насколько может быть просчитана композиция и продумана каждая фраза. "Луна и грош" для меня как классическое полотно: со множеством героев, каждый со своим характером и своей драмой, с деталями, прописанными ровно настолько, чтобы они не перекрыли главное, и со сложным, многоликим героем.
Форма, слог, композиция, противопоставляющая обыденную мещанскую жизнь аскетизму увлеченного идеей художника, - тут все прекрасно. Здесь в корне попытка разобраться, что же движет теми людьми, которых понять другие не в силах: была то одержимость или сумасшествие?
Его страсть была – создать красоту. Она не давала ему покоя. Гнала из страны в страну. Демон в нем был беспощаден – и Стрикленд стал вечным странником, его терзала божественная ностальгия. Есть люди, которые жаждут правды так страстно, что готовы расшатать устои мира, лишь бы добиться ее. Таков был и Стрикленд, только правду ему заменяла красота.Впрочем, текст так прекрасен и сложен, что едва ли не любую фразу можно превратить в цитату.
Каждый из нас одинок в этом мире. Каждый заключен в медной башне и может общаться со своими собратьями лишь через посредство знаков. Но знаки не одни для всех, а потому их смысл темен и неверен. Мы отчаянно стремимся поделиться с другими сокровищами нашего сердца, но они не знают, как принять их, и потому мы одиноко бредем по жизни, бок о бок со своими спутниками, но не заодно с ними, не понимая их и не понятые ими. Мы похожи на людей, что живут в чужой стране, почти не зная ее языка; им хочется высказать много прекрасных, глубоких мыслей, но они обречены произносить лишь штампованные фразы из разговорника. В мозгу их бурлят идеи одна интересней другой, а сказать эти люди могут разве что: "Тетушка нашего садовника позабыла дома свой зонтик".Я начала слушать книгу, не прочитав аннотацию, и, когда поняла, что речь о Гогене, мне стало сложно ее воспринимать. Пожалуй, я еще не сталкивалась с таким жанром, не художественная биография, а отдельное произведение, вдохновленное чужой жизнью. У Стрикленда много общего с Гогеном, но еще больше различий. Оттого, если знаешь биографию Гогена, сложно воспринимать Стрикленда как самостоятельного героя и сложно ассоциировать его с Гогеном. Когнитивный диссонанс - единственное, что омрачало мне чтение.
И конечно, не могу умолчать весьма показательную цитату об отношении полов, описанном в книге:
“Я буду бить тебя”, - сказал Стрикленд, глядя на Ату.
“А как иначе я узнаю, что ты меня любишь?” - ответила она."Луша и грош" - замечательная, удивительная книга, написанная именно так, как книги должны быть написаны. В сравнительно небольшой объеме она разбирается на множество цитат, включает десятки интересных, разноцветных героев и пытается найти ответ на неизбитый вечный вопрос.
7690