Рецензия на книгу
Волкодав. Право на поединок
Мария Семёнова
Аноним29 декабря 2018 г.Когда придумать больше нечего
Мне здесь уже доводилось высказывать скромное мнение по творчеству Семеновой, в частности, о последней книге цикла под названием "Самоцветные горы", в которой уже воплотились многие недостатки, присущие этой серии. Но упадок серии начался не на 5-й книге, а уже на 2-й.
Первая и третья были неплохие. Третья, напомню, была о прошлом Волкодава, о пребывании в рабстве и о том, как он вышел на свободу. К слову сказать, нашему герою жутко повезло, что там была традиция выпускать на свободу тех, кто в неравном поединке убивает надсмотрщика. Это был на самом деле глупейший рояль в кустах, потому что по традиции никто не мог отказать в поединке рабу, и по идее большинство из них могли бы предпочесть смерть в бою мучениям на рудниках, а таким темпом шахты быстро бы опустели. Интересно, как выкручивался бы Серый Волк, не будь там такой традиции?
Но тем не менее, третья книга была неплохой, я бы даже сказал, сбалансированной (в плане соотношения глупости и здравого смысла).
Вторая, к сожалению, дно.
Первая книга закончилась тем, что Волкодав честно доставил кнесинку (читай: принцессу) к своему жениху, который был сыном его кровного врага. Вернее, как доставил... Кнесинка осталась на территории каких-то индейцев-кошатников, и жених так ее и не увидел, потому что мост перерубили. А другого способа перебраться он не придумал (бред какой-то)
Волкодав же подвергся преследованию от сторонников одного плохого и коррумпированного политического деятеля, но... ЕЩЕ ОДИН РОЯЛЬ В КУСТАХ! Оказывается, один из его спутников знал местонахождение портала, который может телепортировать в совершенно другое измерение. И раз он, простой человек, знал о нем, вполне вероятно, что о нем знали многие, но не воспользовались им потому, что... Черт, зачем задавать глупые вопросы и портить всю картину!
Конечно, Волкодав и его друзья уходят через портал в неведомую страну.
Казалось бы, пересказываю высер безумного наркомана или автора плохих фанфиков, с нестыковками, "прыжками через акулу", но на самом деле книга первая в самом деле неплоха, атмосферна, для своего времени инновационна, ее можно читать. Если только нет аллергии на чрезмерный феминизм и неистовое наяривание на выдуманные языческие обряды.
Во второй книге Волкодав и его дружок Эрлих (который подсказал про портал) спокойно шагают себе в том мире, где они всю жизнь и жили. Сразу возникает вопрос - а что было по ту сторону портала? Но авторша почти не останавливается на этом. Ничего интересного не было. Ну, типа другой мир... там они подлечились, пожили, а потом Волкодав с навязавшимся ему Эрлихом вернулся, чтобы закончить какое-то дело... я не могу вспомнить, зачем. Возможно, это было связано с тем, что и произошло в концовке, но в любом случае причина была какая-то неубедительная.
К слову сказать, все остальные герои и злодеи, с которыми Волкодав встречался в первой книге, забыты, как будто их и не было. Их сюжетные линии оборваны. Я не могу сказать, что мне было плевать. Я хотел знать, добрался ли Виннитар до ксенинки или нет, и вообще что с кнесинкой. Но автор показала мне кукиш, и пришлось читать дальше.
Волкодав начинает с того, что влипает в истории примерно с таким алгоритмом:- агрессия со стороны местного
- стычка
- поучительный разговор
- взаимные извинения
5.????...расходимся.
Иногда к Волкодаву приставали родственники тех, кого он отправил на тот свет, пытаясь прикончить его из кровной мести. В частности, брат Волка, нехорошего парня-надсмотрщика, кого Волкодав убил, чтоб выйти на свободу. Хотели отомстить и другие, но останавливались в нерешительности. Во-первых, потому что Волкодав святой и непогрешимый. Сразу видно честного человека, как такого убивать! Несмотря на то, что Семенова подчеркивает, что внешность Волкодава неопрятна и неприглядна, и вообще он выглядит, как убийца, люди испытывают к нему симпатию, ведь он же хороший. И рука останавливается. Иногда руку останавливал Волкодав своей железной хваткой, ведь он - лучший боец в рукопашной схватке.
И мстителям ничего не оставалось делать, как согласиться с тем, что кровная месть - это не круто.
Авторша известна своим дичайшим феминизмом. Волкодав происходит из племени веннов, где чуть ли не матриархат царит. По крайней мере там женщины, хоть и не занимаются военным делом, а лишь ведут домашнее хозяйство, сами выбирают себе жениха. А если мужчина там как-то посмеет ее оскорбить, ударить, его за это жестоко накажут.
Но Волкодаву здесь приходится убить женщину. Однако здесь подчеркивается, что она плохая, жрица смерти, убийца. Ну раз так - можно и укокошить, что он делает не без колебаний.
Однако это не единственное существо женского пола, с которым ему предстоит сразиться.
Волкодава обучала женщина, нечто вроде магистра Йоды. Она обучила его местному каратэ, так называемому кан-киро. Ее звали мать Кендарат, и Волкодав ее боготворил. Она была добрая, почти святая. Описания приемов кан-киро вызывали смех, потому что суть их заключалась в том, что нужно всегда защищаться, а не нападать, а если кто-то наносит удар, нужно использовать инерцию движения, чтобы сбить врага с ног или обездвижить.
Так вот, Волкодав узнал, что кто-то открыл школу по обучению кан-киро. Оказалось, что это мать Кендарат, которую принудили шантажом это делать. Одному плохому человеку хотелось наплодить несокрушимых бойцов.
Волкодав предлагает свои услуги как учителя, но за это ему надо... отмудохать мать Кендарат.
Ну, и что бы вы думали?! Взял да отмудохал свою любимую учительницу, пожилую женщину! Описание боя не приводится, чтобы не оскорблять феминистские чувства, а также пенсионеров. Просто мать Кендарат приходит к Эрлиху и жалуется, что ее побил ее ученик, а значит, этим он доказал свою правоту. Да, так и написано!
Довольно дико читать, но по Семеновой, если хочешь доказать, что ты прав - побей своего врага.
Понятное дело, что мать Кендарат более опытный боец, но Волкодав же физически сильнее, моложе, у него постоянный опыт. Поэтому он и победил, а не потому что ему помогло осознание своей правоты.
Как же это убого!
Убогий сюжет, убогая мотивация, убогое медленное и унылое повествование...
Да, и еще в славянском фэнтези не осталось почти ничего славянского, кроме древнего славянина Волкодава.
Уровень мэрисьюшности, идеальности, непогрешимости Волкодава вознесся уже на неприличную высоту. Он уже оказался морально выше своего учителя, который учил его добру, ненасилию, прощению. Для него теперь нет авторитетов. Остается просто прицепить ему нимб.
К слову, в первой книге ему порой встречались люди, которые могли его переспорить, которые указывали ему на его ошибки. Теперь все, он живой бог!
Глупо.5642