Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Эффи Брист

Теодор Фонтане

  • Аватар пользователя
    Аноним29 декабря 2018 г.

    С немецкоязычной классикой дела у меня идут почти всегда тяжело, и Теодор Фонтане не стал исключением, увы. "Эффи Брист" называют одним из самых выдающихся образцов прусского реализма, а в некоторых источниках (буквально на днях прочла в какой-то статье) и одним из лучших трагических романов 19 столетия. Так ли это?

    "Эффи" (вышедшая в 1896 - всего за три года до смерти писателя) это некий гомункул, выросший из "Анны Карениной" (1877) и "Мадам Бовари" (1856), да и всех прочих предшествующих им романов о женском адюльтере. История, казалось бы, типична до неприличия: молоденькую девушку выдают замуж за мужчину гораздо старше, она тоскует по дому, муж слишком холоден и занят делами, ребёнком занимается няня, а тут подворачивается обаятельный сосед с усиками - ну и понеслось. Да, мы всё это уже видели и читали тысячу раз. Но в "Эффи" есть множество деталей и особенностей, которые могли бы сделать из неё действительно потрясающую вещь.

    Будут СПОЙЛЕРЫ!!! (и много анализа сюжета, так уж вышло)

    Для начала, Эффи всего 16 (шестнадцать) лет, когда её выдают замуж за бывшего поклонника её матери (что уже несколько...странно, в первую очередь - для самого бывшего поклонника, но ладно). На дворе уже почти-почти двадцатое столетие, так что даже по меркам того времени - рановато. Фонтане несколько раз делает акцент на совершенно детском поведении Эффи, её много раз за роман называют избалованным ребёнком, и это важно для понимания мотивов её поступков. Будучи резко оторванной от любящих и потакающих родителей, Эффи не знает куда себя деть, её начинают преследовать навязчивые страхи и фантазии. В первой части романа есть очень интересная нить о "призраках" в доме мужа Эффи. Она отчаянно их боится, а супруг отнюдь не спешит её успокаивать, отделываясь туманными намёками. И именно будущий "любовник" поясняет ей, что таким образом муж пытается удержать её "в узде", так как считает страх педагогическим средством. Для Эффи именно этот эпизод (а не свадьба и даже не рождение ребёнка) становится моментом потери детской невинности, она начинает осознавать, что муж питает к ней не столько идеализированную любовную страсть, сколько видит в ней ребёнка, требующего надзора и воспитания (creepy!).

    Любовная интрижка тут - отдельная интересная тема. Эффи НЕ любит человека, с которым изменяет мужу, она делает это из совершенно "детской" скуки, как маленькие дети, заскучав, могут расцарапать стол или оборвать все листья на домашнем растении. Её любовник не представляет из себя ровным счётом ничего: он уже совсем не молод (это не пламенный юнец из "Бовари"), он женат (!), хоть он и военный, но давно поселился в провинции. Однако он готов слушать Эффи, шутить, держаться с ней на равных - к чему не способен её муж в начале их брака. Эффи заканчивает связь опять же по-детски - просто сбегая не попрощавшись. Повышение мужа и переезд в Берлин дают возможность вычеркнуть измену из памяти - как досадную случайность.

    Не так уж типична и часть романа о жизни Эффи после "разоблачения" и развода. На тот момент ей ещё нет и тридцати, она всё ещё полна жажды жизни, не готова загонять себя в могилу. Ей всё ещё важно, какая обстановка будет в квартире, что она будет есть на обед, ей хочется чем-то заниматься и чему-то учиться - нет этой иногда навязываемой картинки "убитой горем и раскаянием падшей женщины". Показательна её первая встреча с подросшей дочерью после трёх лет жизни порознь. Увидев, что дочь с ней холодна, Эффи всё ещё сама реагирует как обиженный ребёнок - она в ярости проклинает мужа И дочь, заявляя, что если они не хотят её видеть - ну и прекрасно. Это то, чего бы никогда не сделали героини-изменницы до неё, ведь они были вынуждены (писателями-авторами) всегда ставить свой материнский долг превыше всего.

    Хорошо показана последующая депрессия Эффи, которая в итоге сводит её (вкупе с туберкулёзом) в могилу. Эффи не льёт бесконечные слёзы, не бросается под поезд или в пруд, а просто постепенно сводит способность и желание жить на нет. Интересны тут моменты ремиссии, когда вместе с героиней, даже уже зная финал, веришь, что ещё можно выкарабкаться.

    Почему же только три балла? А потому что весь роман, при всех его интереснейших моментах, читается как сухой краткий пересказ. История с призраками (и их отсутствием) просто заканчивается ни на чём, за долгими бессмысленными разговорами с не слишком важными второстепенными персонажами СОВЕРШЕННО теряется момент измены как таковой. Если читать не очень внимательно, то можно вообще пропустить эту сюжетную линию, напрямую не говорится НИЧЕГО, но что куда хуже - и чувств и мыслей самой Эффи мы тоже почти не видим. Не понятны её отношения с мужем: то она его боится, то разговаривает достаточно развязно и даже любит (?), чему её действия не соответствуют совершенно. Практически всё основное и динамичное действие перенесено на почти самый конец романа, что не делает чтение равномерным (хотя сама история имеет круговую композицию, начинаясь и заканчиваясь в одном месте: Эффи возвращается в родительский дом и ненадолго наконец вновь получает шанс стать ребёнком).

    Роман напичкан символами и отсылками, герои не случайно слушают определённую музыку, читают определённые книги и любуются на картины с определёнными сюжетами. Но невероятно сухой текст не вяжется с символизмом и даже убивает удовольствие от расшифровки намёков и аллюзий.

    Как итог - роман с огромным потенциалом, который для меня не оправдался.

    4
    1,2K