Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Не прощаюсь. Приключения Эраста Фандорина в XX веке. Часть вторая

Борис Акунин

  • Аватар пользователя
    Аноним22 декабря 2018 г.

    Правда для всех и для никого

    Фандоринский цикл Акунина- это целый мир, своя вселенная, как у комиксов Марвел. Только не с супергероями, а с супердетективами и суперзлодеями. И что Акунину удается очень хорошо (я б даже сказала- блестяще) это вписывать героев разных циклов в одну историю. Где-то мельком, как упоминание сестры Пелагеи в Парус одинокий, а где-то и полноценно, как "приглашенная звезда" Алексей Романов в последней книге про Эраста Фандорина.
    Честно говоря, я в свое время прошляпила завершающие две части Смерти на брудершафт, поэтому увидеть Романова среди красных, убежденным большевиком, я никак не ожидала. И всю часть с его приключениями мне хотелось зажмуриться и сделать вид, что не было этого. Видимо, сопереживание "за красных" у меня напрочь атрофировалось.
    Да и за белых тоже особо переживать как-то не получалось. Как говорится- хороши и те, и эти... Кто точно вызывал сочувствие и переживание, так это "бывшие"- разжалованные и обобранные аристократы, которых новая советская власть из милости поселила в дворницком подвале.
    Чудом воскресший после пули в голову Эраст Фадорин сложно и со скрипом встраивается в изменившуюся реальность. На самом деле это очень интересный прием получился- если окунаться в революционное сумасшествие не постепенно, а вот так, разом, пропустив 4 года, то все происходящее похоже на дурной кошмар. А если постепенно, то можно и привыкнуть.
    Фандорин пытается привыкнуть. Пытается устраниться, уйти от советской власти в монастырь. Крайне неудачная идея, как мы понимаем. И он наконец-то уезжает, едет в южном направлении, туда, где Советская республика еще не все пожрала...
    К счастью, автор не скроил из Фандорина прекраснодушного борца за мировую справедливость (я этого боялась, признаюсь). Но у Э.П. осталось его проклятое обостренное чувство долга... Которое в результате и привело его к тому, к чему привело.
    Один вопрос не давал мне покоя на протяжение всей книги- почему Масса не увез господина из России когда все только завертелось? Почему не сгрузил на пароход и не утащил? Не важно куда- в Харбин, в Константинополь, в Америку. Но автору видней, конечно)
    Зато читатели получили ответ на главный вопрос- как у Фандорина появился наследник. Ответ вполне исчерпывающий и из всех возможных кандидатур, пожалуй, Елизавета-третья оказалась достойна того, чтоб
    стать последней госпожой Фандориной.
    Книга получилась хорошей, но какой-то слишком... порезанной, что ли. Местами было слишком подробно, а местами возникало впечатление, что автор "сделал монтаж".
    Для меня это не лучшая книга в цикле, но она вышла вполне достойным завершением.

    7
    941