Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Eleanor Oliphant is Completely Fine

Gail Honeyman

  • Аватар пользователя
    Аноним22 декабря 2018 г.

    Тренд на асоциальность пока стабилен

    Литературный тренды - штука коварная. Мы знаем массу героинь, которые из книг переходили на экраны и выстраивали за собой венреницы реальных подражательниц. Причем до такой степени, что я опять задумываюсь о яйце и курице. «Завтрак у Тиффани», «Дневники Бриджит Джонс», «Секс в большом городе», «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка в поезде», «Острые предметы» - наверно, есть ещё книги, но вот эти знает практически каждый. Их героини едят и не толстеют, пьют и не спиваются, рискуют жизнью и остаются живы. И пусть экранные образы концентрированнее реальных и всегда немного лукавят ( Кэри Бредшоу не смогла бы ежемесячно покупать Маноло Бланик и снимать квартиру на Манхеттене на свою зарплату, а кукла Барби сложилась бы пополам, едва сделав шаг), они не появляются на пустом месте. И раз от любительниц гламура и банкиров мы шагнули к интроверту с алкогольной зависимостью, тут есть над чем подумать.

    Гейл Ханимен утверждает, что ее сильно расстроил тот факт, что человек может с вечера пятницы по утра понедельника ни с кем не разговаривать. Человек этот женщина, ей 30 или около того, незамужем. Так появилась Элеанор Олифант «с убогой работой, водкой и ужином на одну персону». Родственников не имеет, за исключением «мамочки, которая далеко». Элеанор исполнительна, пунктуальна и педантична, от прикосновений вздрагивает, как от удара, а если кто-то поинтересуется у неё «как дела», то всегда услышит «в полном порядке». Но это самое «В ПОЛНОМ ПОРЯДКЕ» - стена между человеком и миром, симптом очередной травмы, протянувшейся из детства.

    Не могу не вставить ремарку. Вот обидно, досадно, но, оказывается, чтобы женщине сегодня заявить о себе в литературе, надо обязательно напиваться до безобразия и просыпаться только чтобы сходить в туалет и опять глотнуть водки. Да, в книге все объясняется, но вот вывалять женщину в грязи, в прямом смысле этого слова, видимо, является обязательным пунктом.

    Так о чем я? Да, есть и приятная новость, пессимизм на этом заканчивается, так как перед нами история абсолютно рождественская, жизнеутверждающая, где добро неизменно побеждает зло. Эта история прекрасно ложится на ранние сумерки первого зимнего месяца, безликие улицы и все те пятьдесят оттенков серого, которые легко различает житель северного города. В такие периоды миру критически не хватает объёма, и всех нас настигает самая настоящая хандра. Тут «Элеанор Олифант в полном порядке» оказывается очень кстати.

    Вначале я гадала, что же читаю? Историю нездоровой зависимости в духе «Пять лет повиновения» Бернис Рубенс или триллер с похищением аля «Коллекционер» Фаулза. Ещё я вспомнила сцену расправы над адвокатом, которую учинила Лисбет Саландер в номере отеля, и закусила губу. Прелестная обложка не в счёт! И если бы это подтвердилось, Элеанор Олифант затерялась бы между девушкой из поезда Рейчел и любительницей острых предметов Камиллой. Но автор не стала сгущать краски, свернув изначальный цинизм героини где-то в первой трети книги и показала нам ее полную готовность к исцелению. Тут и обстоятельства сложились удачно, буквально вталкивая в жизнь Элеанор новых людей, да и люди стали необычайно расположены к ней. В последнем, к слову, главная загадка для меня. А с чего бы это вдруг? Не буду ломать голову. Наверно, это тот случай, когда встреча с черным котом имеет прямо противоположный эффект. Плюс шепотка гламура с перевоплощением, история любви, походы к психологу (тут можно спросить у автора, как ее героиня, сидя на больничном и уже потратив все деньги на свой «проект», позволила себе психолога два раза в неделю?) с распутыванием главной детективной интриги книги, даже женское соперничество - все это с долей то ли трагизма, то ли сумашедшенки уводят повествование с мрачной колеи.

    Все здесь наполнено северным светом, уютными посиделками с бокалом вина (а также совсем неуютными с водкой), запахами кофе и булочек из кафе на углу. А сквозь изящный слог с забавными, хоть и порой избитыми, метафорами пробиваются нотки грусти. И грусть эта в том, что есть боль, которую уже ничем не излечить, а за словами «в порядке» - жизнь здесь и сейчас, которую смерть уже крепко держит за руку. Кто-то, как Элеанор, спасётся, а кто-то увы...

    Истина одна - человеческое отношение и вера друг в друга - только это переломит статистику!

    16
    1,7K