Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Убить Бобрыкина

Александра Николаенко

  • Аватар пользователя
    Аноним20 декабря 2018 г.

    Любовь как прогулка по минным полям

    Часы на то и рождены, чтоб бомбу приютить.
    Я хоть лирический герой, но я могу убить.
    гр. Ундервуд

    Отчего пишутся книги? Наверное, можно ответить, что от большого ума, когда человек не в силах сдерживать свои могучие познания и жаждет передать их другим. Ну или от избытка чувств, когда только бумага может стерпеть все душевные метания и порывы пишущего. В общем, если книги пишутся – значит это кому-нибудь нужно.

    Как же появился на свет роман «Убить Бобрыкина»? Выглядит все так, будто кто-то задумал написать типичный постмодернистский роман и, очевидно, не теряя времени даром, воплотил задуманное. Стоит книга на трех постмодернистких китах: лоскутном обрывочном повествовании, иронии и бесконечных аллюзиях и отсылках к разным культурным произведениям.

    Главный герой книги – Шишин, мужчина неопределенного возраста, очевидно, душевнобольной, который влачит тягостное бремя жизни вместе с набожной старушкой матерью, которая вечно пилит своего сынулю по поводу и без. Живет Саня Шишин как во сне. Ходит в хозяйственный через дорогу за мылом и веревкой, сидит, ест перловку, смотрит в окно, вспоминает и видит сны. Тут, конечно, очень пригодился этот «лоскутный прием», чтобы показать, что это не автор выделывается, не может связно рассказать историю и поэтому прыгает с пятого на десятое, а это такой бардак происходит в голове у главного героя и лучше передать это состояние сложно. Жизнь Шишина приводится в движение любовью к Тане, Танечке, Танюше. Нужно купить земляничного мыла? Да ведь именно им пахнут волосы Тани. Что там на обед, гречка? А у Тани дома бывал вкусный сервелат. Кто там идет такой сильный и стильный? Бобрыкин? Да ведь он, негодяй и подлец, украл возлюбленную Татьяну, за что и заслуживает смерти!

    Конечно же, нельзя не сказать о языке, главной изюмине романа. Эта ритмичная стихотворная манера очень цепляет с первых страниц. История достойная трех строчек, написанных сухим канцелярским языком, в колонке криминальных новостей города N, сразу превращается в почти шекспировскую трагедию. Но при этом она какая-то нетяжеловесная, все кажется сюрреалистчным пустым сном, и чаще хочется не плакать от происходящего, а постоянно удивляться. Взять, например, попытки убить Бобрыкина, да и не только его, это же какой-то цирковой номер, клоунада:


    Тихонько крался Шишин, камеру велосипедную петлей сжимая, и так же тихо прокравшись мимо, обернулся, добежав до нижнего пролета, и снизу посмотрев наверх, велосипедной камерой в Бобрыкина швырнул.…Мать тоже камерой велосипедной можно задушить», – в след матери подумал он, и руки земляничным мылом мыть пошел, перед обедом.

    Роман вобрал в себя отголоски, образы и детали из других книг, стихов, песен и историй, в каждом его абзаце можно отыскать разнообразные намеки и отсылки. Имя главной героини Татьяна – и сразу же возникает образ пушкинской Татьяны Лариной и их эта любовная переписка. В какой-то момент нежная Татьяна превращается в леди Макбет: «Убей, Бобрыкина, убей!» Тут же веет достоевщиной, где не обойтись без отчаянной разрухи и бедности, серых улиц и мрачного быта. Да и вся история выглядит, как «Преступление и наказание» только наоборот: главный герой всю книгу варится в собственных мыслях и воспоминаниях и только под конец начинает действовать. Приятнее всего, конечно, отмечать какие-то трогательные и забавные моменты, как с варежкой-собачкой или Пастернаком:


    ...прибирает со стола тарелки мать, гремит, ворчит, бубнит, звенит посудой в шкафе, веником метет…
    «Метет, метет…» – подумал он…
    «Мело, мело, мело… – сказала Таня. – Слетались хлопья на стекло, к оконной раме… Метель лепила на стекле – красиво, да? – кружки и стрелы. Свеча горела на столе, свеча горела…». Она сказала: «Пастернак», и Шишин вспомнил, что пастернак тушила мать на чугуне, с фасолью. Он пастернака не любил, фасоль и брюкву, и даже если посыпают верх моченой клюквой.
    – Я пастернака не люблю… – ответил Шишин и руку прислонил к стеклу, где Таня дышит.

    На первый взгляд получилась достаточно поучительная и грустная история о том, что не стоит слепо создавать образ любимых, далекий от реальной жизни, чтобы потом не обжечься и не натворить бед. Также тут можно рассмотреть и нетленный призыв к тем самым возлюбленным, что мы в ответе за тех, кого приручили. Но сквозь этот слой просматривается еще и некоторый социально-исторический подтекст. Если подумать, то мать Шишина вобрала в себя какие-то дореволюционные клише. Она суеверна, набожна и прижимиста, считает, что детей нужно воспитывать в строгости и страхе. Таня олицетворяет собой советские ценности и стремления: нужно быть смелым и сильным, покорять космос, быть героем и побеждать. Да и Бобрыкина тоже можно победить!


    – Я Гуля Королева! Я погибла под Сталинградом, защищая высоту! Четвертую! А ты? – спросила Таня.
    Но Шишин не придумал пока еще ни кто он, ни какую защищает высоту.
    –Тогда ты – Валя Котик, пионер-герой, в атаку! – и Таня бросилась в атаку, Шишин бросился за ней.

    Бобрыкин воплотил в себе успешный образ капиталиста, обеспеченного и успешного, который может делать дорогие подарки и получает все, что пожелает. А что же Шишин? Он придушил свое набожное и религиозное прошлое, восхищался чистым и светлым настоящим и презирал чужие бобрыкинские идеалы, но при этом убил именно свою возлюбленную. С этой точки зрения и события разворачивающиеся по ходу книги и финал видятся совсем в другом свете. Шишин с кровью на руках сидит на лестничной площадке:


    А вверх по лестнице с газетой поднимался Бобрыкин ненавистный.
    А вниз по лестнице спускалась мать с ведром.

    Не могу сказать, что книга мне понравилась. Видно, что над ней работали много и кропотливо. Но, кажется, это просто не мое. Вообще, роман напоминает тот ящик с барахлом, который хотел выбросить Бобрыкин. Там лежит старье вперемешку с письмами, приятными и милыми сердцу вещицами. Приятно наткнуться на эти старые сокровища, окунуться в воспоминания, которые будоражит кусочек янтаря или осколок зеленого бутылочного стекла, но по факту – это все гора ненужных вещей. Так где же ей место: на пыльных антресолях или на свалке?

    23
    2,2K