Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тобол. Много званых

Алексей Иванов

  • Аватар пользователя
    Аноним19 декабря 2018 г.

    «Тобол» хорош популяризацией истории Сибири. Сибирь у Иванова – практически цивилизация. Здесь находят своё место коренные народы (вогулы и остяки), выживающие в тайге, и русские, обосновавшиеся там после завоеваний Ермака, бухарцы, занятые торговлей, и джунгары (на территории Сибири также располагалось Джунгарское ханство), сюда высылаются плененные в Северной войне шведы и сюда же бегут от преследований властей раскольники. Её история не только походы Ермака, но и многочисленные курганы (кто их, кстати, оставил?). Её природа потрясает своей красотой, а её ресурсы так и ждут, чтобы их кто-то взял и употребил на пользу людям.
    И «Тобол» плох историческими косяками. Ну не встречала царица Наталья Кирилловна, умершая в 1694 году, Петра после Полтавской битвы в 1709-м. И резни Батуринской – не было. Так что незачем повторять эту русофобскую брехню. Да и Сибирь осваивалась намного менее кровавыми способами. Здесь же пришедшие в неё русские, за исключением давно погибшего Ермака и практически святого владыки Филофея ведут себя по отношению к коренным народам как насильники и садисты. Коренные народы в свою очередь здорово вымораживают своей тупостью и бесхребетностью. Так что становится не очень понятно, как они выживали в тайге, не умея ни плавать, ни шамана самостоятельно похоронить.
    Иванов прекрасно выстраивает сюжет, и раскручивает интригу, даёт героям яркие биографии. И Иванов же портит исторический роман – чудесами. Зачем? Тем более что не все чудеса вплетаются в повествование гармонично. Некоторые откровенно топорны. К примеру, стоит с одной стороны обоссавшаяся девица с миниатюрным ножичком. А с другой – здоровенный медведь-людоед, который собирается её сожрать. Но тут у девицы с головы слетает платок, накидывается на голову идола. И идол начинает говорить с медведем человеческим голосом. Медведь идёт на голос и попадает в ловушку, которой ещё пять минут назад там не было.
    Роман изобилует персонажами. Каждый из них с весьма непростым характером. Расскажу о наиболее значимых из них.
    Пётр 1.
    Пётр у Иванова действительно велик. Умирает от мучительной болезни и знает, что умирает – и продолжает строить свою империю (см. пролог). Ведёт двадцатилетнюю войну со шведами, развивает отечественную промышленность, осваивает Сибирь и Урал – и одновременно вплотную интересуется историей страны, собирая редкости. То же золото курганов, из-за которого разгорается большая часть конфликтов. Впрочем, и от скелета мамонта, будь тот ему предложен, Пётр бы не отказался. Воспринимает своё пребывание у власти как службу Отечеству – и требует точно такой же бескорыстной службы от своих подчинённых. Ну а то, что временами жесток и сильно – это понятно. Будешь ко всем по-хорошему, будешь как Пантила Алачеев. Которого любой сильный «чужой» чморит, а любой наглый «свой», даже самый никудышный, посылает. И у которого в его Певлоре творится полный песец. Оно это Петру надо? Оно это России надо? Впрочем, возможно, автор не имел в виду таких аналогий.
    Князь Матвей Петрович Гагарин
    Гагарин тоже по-своему велик и строит свою империю. Разворачивает масштабное строительство. Возводит Кремль. Развивает отечественную торговлю. Финансирует экспедиции по крещению инородцев. Ведёт переговоры с другими государствами. Многочисленные взятки и откаты – вторичны. Он и берёт-то их из глубокой убеждённости, что иначе действовать смысла нет. Ну потому, что воспринимает Сибирь как собственную волость, пожалованную государем на кормление (в этом, кстати, корень всей коррупции). Проблема в том, что в создаваемой Гагариным империи Петру как государю места попросту нет. И там, где приходится выбирать между процветанием собственной губернии (и собственного бизнеса) и интересами государства, Гагарин без колебания выбирает губернию. В результате готовит враждебную России акцию. Петру же в свою очередь нужен чиновник и проводник его воли. В идеале – патриот с горячим сердцем, холодной головой и чистыми руками. И хотя Пётр уважает и ценит Гагарина, становится понятным – конфликт между ними будет, рано или поздно.
    Семён Ульянович Ремезов
    Реальный человек. Но если бы его не было, его стоило бы выдумать. Ведь это главный тобольский «архитектон», а по совместительству картограф, историк, художник, крупнейший знаток Сибири: основную массу этнографических, исторических и географических сведений о ней читатель узнаёт именно от него. Ведущий интеллектуал своего времени, никогда не прекращающий учиться. Кстати, реальный человек, о котором можно бы написать большой приключенческий роман. Слишком жадный до жизни и до познания. Имеющий свою мечту и готовый на многое для её реализации. Всё, что не делает, Ремезов делает бескорыстно. Не для себя – для вечности. Поэтому готов делиться знаниями чуть ли не с первым встречным всерьёз заинтересованным, невзирая на возможные последствия не думает. И готов отстаивать свою правоту с пеной у рта, чуть кто-то начинает в ней сомневаться. Ремезов во многом сформирован допетровской эпохой. Но становятся ли его знания от этого менее актуальными? Автор предлагает подумать об этом.
    Иван Дмитриевич Бухгольц
    За что Петру 1 можно простить половину грехов, так это за создание регулярной армии. Которая даёт сто очков вперёд гулящим людям по умению владеть оружием и дисциплине. Отряд под командованием Бухгольца пока что не проявил себя в бою (до этого дело пока не дошло). Но зато оперативно прекратил массовую драку. А сам Бухгольц? А это по ходу дела в книге единственный рыцарь без страха и упрёка.
    Владыка Филофей
    А вот владыка к реальному Филофею Лещинскому отношения имеет очень мало. Книжный Филофей прекрасно бы смотрелся в… мистическом триллере. Нет, он ничего такого страшного не делает и ведёт себя так, как в идеале должен вести себя миссионер. Не врёт – бог в этой вселенной действительно есть, и не один. Никого не принуждает и не уговаривает – наоборот, даёт время подумать. Ничего не обещает от имени бога. Не сомневается в вере. Не мстит и никого не проклинает, даже когда не понят. И не бросает новокрещённых на произвол судьбы, постоянно заступаясь за них перед властями. Но бог – христианский - ощутимо стоит за ним (физически), что, собственно, и даёт ему победу (в том числе и физическую).
    Филипп Иоганн фон Таберт (Страленберг)
    В этом человеке причудливо переплетаются:
    • прирождённый исследователь, успевающий замечать интересные для него вещи, даже идя по этапу в Сибирь;
    • карьерист, рассчитывающий прославиться если не военной службой, то научным трудом, который может послужить козырем в противостоянии Швеции и России;
    • хороший товарищ, который вовремя придёт на помощь
    • и аморальный тип, способный на подлость ради достижения своей цели.
    В последнем случае совесть его мучить не будет. Россия – интересная страна, но всё равно дикая. И в случае чего не особо её и жаль. Хотя почему бы не поведать о её жизни цивилизованной стране? Этакий подход просвещённого европейца. Россию знающего, но не любящего.
    Юхан Густав Ренат
    Реальное лицо, над биографией которого автор здорово поиздевался, наделив его несчастной любовью и поганой жизнью (сильно подозреваю, что в реале был всё же не такой экстремальный вариант). Но что примечательно, во всех своих бедах Ренат винит Петра, судьбу и Россию.
    Ваня Демарин
    Выведен автором как представитель молодого поколения, сформированного петровскими реформами и петровской же идеологией о служении Отечеству. В силу воспитания ему повезло: ему оказались доступны те знания, которые не были доступны в допетровскую эпоху. Посему на «старину» юноша смотрит свысока. В этом основная причина частых конфликтов с Семеном Ульяновичем Ремезовым, который является по сути талантливым самородком. Хотя в сущности оба они стоят по одну сторону баррикад, оба бескорыстны, оба стремятся принести пользу России. В общем, они нашли друг друга…
    Ходжа Касым
    Лицо, судя по всему, вымышленное. Бухарец и главный враг Гагарина, живущий под девизом «ничего личного, просто бизнес». Вот бизнес-то как раз Гагарин у него и отжал. Но поскольку у Касыма мозги великого комбинатора, надо ли говорить. что это ещё не конец?
    Айкони
    По-моему, образ самый неудачный. Вроде как автор хотел сделать её символом коренного населения Сибири, которое только ленивый не обымел – во всех смыслах слова. Но получился классический анекдот про чукчу. И если в начале книги её жалко, то под конец над ней реально ржёшь. Хотя умом понимаешь – не надо бы. А может, автор ввернул этот образ ради красного словца.

    32
    3,1K