Рецензия на книгу
Убить Бобрыкина
Александра Николаенко
Аноним17 декабря 2018 г.Господи, Александра Николенко, что за говно должно было произойти в вашей жизни, чтобы вы смогли написать книгу, настолько наполненную одиночеством, ненавистью, бредом и смертью? Не могу представить, что нечто подобное смог сотворить некто без собственных демонов, без депрессии, без травм и больной души, сидя уютненько за ноутбуком, запивая удачные строчки сладким чаем. Не вяжется у меня образ улыбающегося автора с фотографии и её текст, книга-то больная насквозь, не до улыбок там. Диссонанс восприятия такой вот, на эмоциях.
Вначале всё плохо было, хотелось плеваться и книгу закрыть. Потом сама пропиталась всей этой меланхолией, безысходностью, жутчайшей беспросветностью бытия. И одиночеством, ненавистью и бредом. Что называется – проняло. Не нравилось, неприятно было читать, но и равнодушия не было – растеребило разум и чувства. Отсюда диссонанс отношения к книге и полный разлад в оценке.
Тихий забитый мальчик, Саша Шишин, когда-то подружился с соседской девочкой Таней, которая стала для него всем миром. Но это было давно, а сейчас Таня замужем за Бобрыкиным, а Саша живёт с мамой и любит свою Танюшу. Ему ничего и никого больше не надо, разве что сервелату на хлебе бородинском. Возвёл вокруг себя кокон из воспоминаний, детских игр и фантазии. И писем, которые, похоже, сам себе от имени Тани пишет – уж слишком складно переплетаются мысли и письма: стоит Саше что-то вспомнить из детства, как тут же летит конвертик от Танюши в унисон. Единственная живая душа рядом – полубезумная мать, у которой свой защитный кокон из религии, суеверия и ненависти ко всему, кроме Бога. Да и то потому, что не встречалась с ним ещё, а если б встретилась, то возненавидела бы и его тоже. Вот так живут они вместе, тихо утопая во взаимной ненависти. Часто Саша проваливается в тяжелые бредовые сны, которые ненамного отличаются от его яви. Там всё те же: мать, Танюша, а над ними витает образ Бобрыкина ненавистного (должна была я хоть раз это слово написать).
Словом, история банальна и стара как мир: мальчик любит девочку, но не может быть с ней вместе из-за препятствия непреодолимой силы. Такой сюжет автор подает в замысловатой обертке из слов, срываясь то ли в белый стих, то ли в рифмованную прозу, разбрасывая то тут, то там аллитерации и заразную инверсию. За этим, конечно, интересно наблюдать, но общее угнетающее впечатление от сюжета не меняется. В какой-то момент проскользнула мысль, что в этой книге форма преобладает над содержанием, поэтому сны, письма и бред так затянуты – автор не может перестать играть словами. Хотя, может как раз за эти игры и дают литературные премии.
А убийство все же в книге есть, только не в смысле преступления. Медленное, в течении всей жизни, уничтожение смысла, возможностей, будущего одного отдельного человека. У Шишина даже шанса не было вырваться, никакой альтернативы… Ведь дурак ты, Саша, слушай мать.
24649