Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Автохтоны

Мария Галина

  • Аватар пользователя
    CatMouse15 декабря 2018 г.
    Ученый. Но все таки мне кажется, что число приезжих только вырастет, когда узнают, что в вашей стране сказки – правда.
    Аннунциата. Нет. Если бы к нам ездили дети, то так бы оно и было. А взрослые – осторожный народ. Они прекрасно знают, что многие сказки кончаются печально. Вот об этом я с вами и хотела поговорить. Будьте осторожны.
    Ученый. А как? Чтобы не простудиться, надо тепло одеваться. Чтобы не упасть, надо смотреть под ноги. А как избавиться от сказки с печальным концом?
    Аннунциата. Ну… Я не знаю… Не надо разговаривать с людьми, которых вы недостаточно знаете.
    Ученый. Тогда мне придется все время молчать. Ведь я приезжий.
    Аннунциата. Нет, правда, пожалуйста, будьте осторожны. Вы очень хороший человек, а именно таким чаще всего приходится плохо.

    Евгений Шварц "Тень"

    Познакомившись в прошлом году с Марией Галиной посредством ее "Малой Глуши", я, помнится, пришла в неистовый восторг. Так хороша была книга, так по-родному колоритна и так при этом свежа. Вроде и мистика, и фантастика, но и притча. В общем, записала автора в "любимые" с первой же попытки, попутно добавив ее романы в список к обязательному прочтению.
    И вот пришел декабрь, захотелось побаловать себя чем-то стопроцентно хорошим, добротной отечественной прозой, например. И не то чтобы оно того совсем уж не стоило, но...

    Начинается роман с совершенно беспроигрышного сюжетного хода - прибытия главного героя в безымянный город (с высокой степенью вероятности польский). Герой чарующе безымянен, вдохновлен неясными целями и вообще будоражаще загадочен. Где-то на периферии зрения многообещающе мелькают чудеса и странности в духе городского фэнтази, и все это в сочетании с типично интеллигентскими расшаркиваниями вокруг местной элиты и стойким дореволюционным, (а где-то советским), колоритом, заставляет обмирать от такого близкого читательского счастья.

    И вот ты неспешно, растягивая удовольствие, поглощаешь страницу за страницей. И радуешься в предвкушении, и восхищаешься образами, деталями, атмосферой. И вспоминаешь то чудака-ученого в другом безымянном городе из наивно-мудрой "Тени" Шварца, то кого-нибудь из героев братьев Стругацких (и в слоге что-то общее есть). И подмечаешь отсылки, чтобы потом ознакомиться с первоисточниками. И терпеливо ждешь, когда кусочки мозаики начнут складываться в историю.

    А в середине книги понимаешь, что и образы здесь есть, и атмосфера, а вот историю не завезли. Да и характеров цельных тоже нет, одни обмылки. И недоумеваешь: мысли ведь цельные, вся книга - сплошной цитатник. Но без стройной истории получается обычная заумь. И не спасают уже ни мощеные улочки, ни божественно вкусные запеканки, ни букеты с пассифлорой.

    И обидно мне было до слез: вот вроде и колоритно, и красочно, и об искусстве, и с претензией на мистику, а ощущение, будто барахтаешься в луже магического реализма, бессмысленного и беспощадного. Но интересно же. Или нет, не очень. Беда, расстройство, обо всем и ни о чем.

    9
    654