Рецензия на книгу
Death's End
Cixin Liu
Аноним8 декабря 2018 г.В каждом дюйме скрыта бездонная пропасть.Я с огромным удовольствием приступала к чтению третей книги Лю Цысиня «Вечная жизнь смерти». После прочтения первых двух книг трилогии у меня осталось много вопросов к автору, и я надеялась, что третья, заключительная книга всё разъяснит, сделает темные места ясными и загадки будут разгаданы. Произошло ли это? Одновременно и да, и нет. Третья книга автора по объему вложенных в нее идей, по количеству событий, а также по хронометражу на порядки превосходит первые две книги. Отвечая на одни вопросы, и то не на все, а как-то рандомно, выборочно, автор тут же задает новые вопросы, вводит новые переменные, как бы давая понять, что для среднего читателя придуманные автором уравнения так навсегда и останутся нерешёнными. Это как решать квадратное уравнение методами решения линейного или как действовать решительно, но в обстановке недостатка информации.
Тема размерностей вообще проходит красной нитью через весь роман. Насколько я в курсе, а я от современной теоретической физики человек далекий, в нашем макромире развернуты три размерности, а остальные семь или сколько их там остаются свёрнутыми на субатомном уровне. Я не раз пыталась понять, каково это жить в четырёх размерностях. Где-то прочитала, что самый простой способ представить пространство с четырьмя размерностями — это добавить к трем координатам четвёртую. Автор на этом не останавливается, он живописует попадание людей в четырехмерное пространство, пишет о том, что человек в такой реальности начинает обозревать не только внешний вид объектов, но и всю внутренность, а также люди могут случайно или специально задеть внутренние органы друг друга, оставляя внешние покровы нетронутыми. По книге разбросано множество загадок-пасхалок, одной из важнейших мне кажется встреча людей, попавших в четырёхмерное пространство с гигантским четырёхмерным кольцом, которое назвало себя Гробницей. О том, какая цивилизация построила данный объект, нет ни единого намека, кроме желания Гробницы иметь рыбку в аквариуме и сравнении нынешнего своего обитаемого пространства с лужей. В самом конце книги будет, насколько я поняла, высказано предположение, что некогда Вселенная была многомерной, но высокоразвитые цивилизации воевали друг с другом методом понижения размерностей как себя, так и врага, что приводило к уничтожению врага и сворачиванию размерностей. В итоге Солнечная система тоже поверглась такому нападению, будучи превращена в мертвое двумерное пространство. Автор сравнивает только что произошедшее сворачивание одной размерности с картиной Ван Гога «Звездное небо». В сказках, которые Юнь Тяньмин рассказал Чэн Синь говорилось о неком зонтике, который можно крутить непрестанно над головой, тогда это спасет от сворачивания размерностей. Очередная пасхалочка, я никаких намеков автора на то, что является этим спасительным «зонтиком» не увидела.
Также пасхалочкой, загадкой или недоработкой автора я считаю отсутствие ответа на вопрос, почему такая развитая цивилизация, как Трисолярис, которая обладала технологиями движения со скоростью света, сокрытия своего местоположения с помощью превращения системы в черную дыру, откуда не может выйти свет, а также технологией борьбы с атаками через понижение размерности пространства, начала проявлять интерес к Земле, так близко в масштабах космоса расположенной к Трисолярису планете, хотя эта могущественная цивилизация могла найти себе новый дом подальше от родной планеты. В конечном итоге координаты Трисоляриса были выданы в космос с помощью передатчика, расположенного на земном корабле в ответ на агрессию трисоляриан. Трисолярис подвергся атаке темного леса и был уничтожен.
Очень мало информации о других инопланетянах, мне крайне интересно, кто такие Возвратники, к какому виду инопланетян относится Певун, и почему его раса решила подвергнуть Солнечную систему уничтожению. Как они объяснили необходимость этого и в чем была опасность человечества? Смешны мысли этого Певуна, существо, способное одним броском маленького кусочка двумерного пространства уничтожить целую звёздную систему, называет нас, людей,
«Звездощипами» и «низкоэнтропийными сущностями». Первое мне еще понятно, вспомним, как Е Вэньцзе передала сообщение на Трисолярис, направив сигнал на Солнце, которое отразило и усилило его в разы. А вот почему мы «низкоэнтропийные сущности» я так и не поняла.
Пересказывать подробно книгу смысла не вижу, хотя бы потому, что хронология повествования занимает миллионы лет, но считаю такие книги очень полезными, хотя бы потому, что они заставляют нас задуматься над устройством мироздания, немного приподняться над своими мелкими бытовыми занятиями, пасхалки, которые автор щедро разбросал по тексту, вызывают желание разгадать загадки. Иногда мне сам автор казался каким-то инопланетянином, который нам, современным жителям Земли, рассказывает сказки, полные намеков на возможные опасности, на настоящее устройство мироздания, на возможные пути развития. А что, чем Вселенная не шутит, сказка — ложь, да в ней намек.8693